No Image

Фазировка динамиков в трехполосной ас

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Синфазное включение динамиков

Полярность при соединении динамиков нужно учитывать для того, чтобы они работали синфазно. Другими словами — согласованно.

Многие, наверное, знают, что у некоторых динамиков на клеммах указывается полярность (« +» и «»).

По идее при подключении динамиков полярность можно и не соблюдать, ничего страшного не произойдёт. Особенно если речь идёт о монофоническом звуковоспроизведении. В старых телевизорах, например, был всего один динамик.

Но вот при стереофоническом, квадрафоническом или псевдо-квадрафоническом звуковоспроизведении синфазное включение динамиков играет весьма важную роль.

Например, у всех современных автомагнитол соединительные провода, к которым подключаются громкоговорители (динамики), имеют цветовую пару – по 2 провода на 1 канал.

Но вот на одном из парных проводов изоляция имеет белую или чёрную полосу на фоне основного цвета изоляции. Сделано это для того, чтобы при подключении акустики правильно подключить её к аудио-выходу и соблюсти синфазность.

Также это указывается на схеме подключения, которая есть на корпусе автомобильного CD/MP3-ресивера.

При соединении динамиков следует учитывать эту особенность. Необходимо чтобы диффузоры каждого из динамиков колебались синхронно. Вот как это можно изобразить на рисунке.

Если динамики будут работать не синхронно, то возможно искажение звуковой картины, так как звуковые волны будут в противофазе – частично компенсировать друг друга. При этом возможно искажение пространственной ориентации источника звука и пр.

А если диффузоры динамиков будут работать синфазно, то звуковые колебания будут складываться, тем самым создавая полную и точную звуковую картину.

Если требуется соединить несколько динамиков параллельно, то их плюсы "+" соединяются вместе и подключаются к проводу, который соответствует "+" аудио-выхода устройства. Аналогично поступаем и с минусовыми выводами.

Фазировка при последовательном соединении динамиков немного отличается. Тут поступаем по аналогии, как и при соединении батареек, например.

А вот так сфазированы капсюли стереофонических наушников ("затычек"). Так как один из выводов наушников является общим, то минусы "-" соединяются и подключаются к общему проводу.

При самостоятельной сборке акустических систем — колонок, следует иметь в виду, что если вы применяете фильтры НЧ, СЧ или ВЧ, то они могут менять фазу сигнала. Это нужно учитывать при фазировке громкоговорителей в составе акустической системы.

Фазовые характеристики многополосных АС. 07.01.2014 02:56

Фазовые характеристики многополосных акустических систем

Фазировка многополосной ситемы — очень важный шаг при её настройке. Для кого-то нижеописанное кажется очевидным, а кто-то и понятия не имел о фазировке. Раз уж речь выше зашла о правильном подключении динамиков в многополосной системе в соответствии с подводимой фазой, не лишним будет напомнить о неизбежных фазово-временных задержках, вносимых разделительными фильтрами. То есть тот пассивный фильтр, который стоит перед динамиком, сдвигает фазу проходящего сигнала, поэтому вероятная полярность подводимого к динамику сигнала может меняться, что может потребовать соответственно обратной полярности подключаемого к выходу динамика для восстановления фазы в данной полосе частот. И еще хорошо, если (относительно других полос) фазу динамика для восстановления синфазности полос нужно просто перевернуть на 180 градусов, а вот если значение некруглое, необходима какая-то линия задержки, дополнительно сдвигающая фазу до круглых знчений 0 или 180.. Причем, в результате разность фаз сигналов СЧ и ВЧ полос может стать 360 градусов, то есть ВЧ-динамик отстанет на один период граничной частоты.

Читайте также:  Светодиодные фары для ваз 2114

Вариантов решений для точного подгона фаз на частоте стыковки полос очень немного. Есть очень и очень дорогой способ, применяемый в цифровой АС фирмы "Meridian", это применение цифровых же линий задержки. Сколько стоит используемая в схеме обработки звукового сигнала 36-битная разрядность, можете себе представить. Намного более простым способом, который использую я для стыковки двух полос, СЧ и ВЧ, может служить сдвиг динамика одной полосы относительно динамика смежной полосы по глубине от слушателя, так мы можем выставить необходимый фазово-временной сдвиг до полной синфазности и синхронности смежных полос.

Реально, сдвиг фаз существует и в пределах полосы частот, воспроизводимой даже одним динамиком, что еще усложняет настройку, и требуется хотя бы правильная стыковка граничных частот (чтобы вращение фаз оставалось хотя бы плавным), то есть, когда на частоте раздела НЧ-СЧ полос диффузор НЧ-динамика начал двигаться вперед, диффузор СЧ-динамика должен одновременно двигаться в эту же сторону. Если он смещается в обратную, то разность фаз равна 180 градусов, и следует поменять полярность динамиков. При смене параметров элементов разделительных фильтров (например для смены частот среза) их фазовые характеристики опять меняются.

Почему расчет фильтров — дело вдвойне трудоемкое, так как амплитудные, частотные, фазово-временные характеристики взаимосвязаны, изменение одних затрагивает другие. Утешением может служить разве то, что в массе акустических систем за фазовыми характеристиками на стыке полос при разработке вообще не следили, уделяя внимание лишь АЧХ да характеристической чувствительности, декларируемым в паспорте. А значит, есть широкое поле для деятельности, и можно не только ухудшить характеристики и звук, а и улучшить, если конечно постараться. 😉 И еще — фаза у динамика обычно помечается жирной точкой или плюсиком. Что означает, что при подведении к этой клемме напряжения положительной полярности диффузор смещается вперед.

Итак, требуется правильно сфазировать частотные полосы в АС. Для начала все же отмечу, что фильтры на стыке желательно иметь одного порядка – в этом случае фазовые характеристики их идут в целом "параллельно", обеспечивая достаточно стабильное значение электрического рассогласования. В противном же случае оно будет сильно меняться в полосе совместного звучания и говорить об удачной взаимной фазировке по всей полосе уже намного сложнее, ибо всегда найдется участок, где полосы будут "мешать" друг другу.

Предположим, что фильтр рассчитан качественно и взаимное рассогласование достаточно постоянно. У нас есть два варианта фазировки прямая и обратная – в каком-то из вариантов вектора будут скорее складываться, чем вычитаться – именно такая фазировка и будет правильной. Кстати, это и есть главный критерий – при правильной фазировке общая чувствительность АС возрастает.

Читайте также:  Белорусские номера машин в россии

Сама технология:

Начинаем с перехода бас/середина (пусть колонки имеют 3 полосы). Отключаем пищалку (ВЧ) и пробуем варианты. При правильном включении середина звучит лучше, но главный критерий – чувствительность, т.е. "комфортная" громкость в комнате достигается при меньшем значении регулятора громкости на усилителе, причем это, как правило, заметная величина.

Далее подключаем пищалки и фазируем второй переход в целом по этой же схеме. Просто для этого перехода есть еще один критерий, позволяющий при обычном прослушивании сразу сказать, верна ли фазировка. Если фазировка нарушена, то в звуке существует некая "граница" по вертикали – своего рода плоскость. При переходе через эту "плоскость" звук меняется в зависимости "над" или "под". Поскольку неверная фазировка – достаточно распространенная ошибка, то частенько приходится видеть мучения хозяев акустики, которые всячески наклоняют ее назад, пытаясь бороться с указанным эффектом. При правильной фазировке подобная "граница" в звуке, как правило, отсутствует…

Ну и еще один весьма интуитивный, но субъективно понятный критерий. Правильно сфазированные колонки звучат так, "как если бы под фальшпанелью был просто один большой динамик" – т.е. воображение вполне может дорисовать "картинку" и образ окажется устойчивым. В случае ошибок фазировки этот образ практически сразу разваливается. При правильной фазировке звук "простой". В случае неверной фазировки его можно описать как "диковинный", иногда в чем-то "эффектный", но никак не "простой". Однако "простота" обычно многого стоит – более качественный усилитель тоже звучит как бы "проще"…

При правильной фазировке звук "открытый", а именно создается впечатление, что фонограмма звучит вне колонок – "висит в воздухе". В случае неправильной фазировки звук, так или иначе, прячется "внутрь" ящика – он может субъективно нравиться своей "эффектностью", но исходить будет как бы "изнутри".

Вот, пожалуй, и все критерии + методика. Точнее ушей пока инструмента нет… Кстати, при применении фильтров 2-го порядка фазу на частотном переходе нужно менять – если все полосы выставлены синфазно (а такое имеет место почти всегда), то обычно требуется "перевернуть" полярность на середине (СЧ).

Автор: Владимир Шабунин (iXBT)

17 комментариев: Фазировка акустических систем

Не надо менять полюсы динамика, будет противофаза(0°)
Фильтры одного порядка и правильная частота раздела.
У фильтров в двухполоске между
мидбассом и твитером примерно
в 6 октав, если первым порядком. Иначе – каша.
В стык можно резать только фильтрами с высокой крутизной
среза(-24,-30дб).

встряну добавить. Фазировка динамиков внутри колонки(я зову это дело”фазировка по вертикали) делается под контролем микрофона, ухо для этих дел инструмент никудышний, не надейтесь свести колонку только “слухометром”, чушь.
Фазировку пары колонок легче всего делать с помощью тест -диска Lets Test или Аудиодоктор FSQ, автор их -Дмитрий Свобода, гениальный акустик, организатор выставок Российского Хаенда в МТУСИ.
Посылки розового шума в фазе и противофазе мгновенно дают понять, верно у вас с фазировкой или нужно менять полярность одной из них.
Не представляю, как я раньше обходился без этих прекрасных дисков. На них еще куча полезных треков и музыкальных произведений, с их помощью можно оценить возможности вашей домашней системы и выявить все слабые места.

Читайте также:  Датчик указателя температуры ваз 2109 инжектор

К написанному автором темы могу добавить, что при неверной фазировке колонок меж собой голос исполнителя как бы разбегается в стороны и звучит с края, как сказал один спец- ” поёт на два рыла” А при верной фазировке картина собирается в центре. При этом бас мощный и ровный, а при енверной фазировке он поджатый и гудит в каких-то местах комнаты, но в центре его нет

А в плане угадать полярность динамика в зависимости от порядка фильтров- это вообще в никуда пальцем. Сам динамик вытворяет такие кульбиты, при которых фаза мечется в стороны, что это дело только микрофону по зубам.

Я старый,но знаюший.Йода.Поставьте колонки лоб в лоб.Если басов нет,они работают в противофазе.Твиттеру по фигу.

А я всю жизнь фазировал батарейкой колонки – подсоединяешь минус к одному проводу а второй кратковременно тыкаешь на плюс батарейки, если дифузор басового дина двинулся вперед, наружу то полярность соответствует батарейке (т.е. провод подсоединенный к плюсу батарейки и есть плюс, аналогично и с минусом), а если дифузор нч дина пошел внутрь, значит неправильно батарейку приложил, меняешь проверяешь, чтобы было как в первом случае и все, профит! Сложнее когда надо сфаз ровать не готовые ас, а при сборке.. с нч опять же все просто, с сч иногда тоже можно определить батарейкой, а вот с вч дифузор никуда не будет двигаться, там сложнее, вот сейчас как раз у меня такая делема пришло две пищали alphard без опознавательных знакоф + и -, даже не знаю как буду определять.. кстати не уверен так ли это важно на пищалке при тех то частотах которые она воспроизводит…

Даже ВЧ купол двигается, хоть это и не особо заметно. Можно использовать лупу с подсветкой или дотронутся если возможно кончиком пальца. Я по крайней мере так вычислил полярность 6ГДВ-1-16. А вот батарейку типа ААА я использовал старую и изрядно подсевшую, что бы не спалить головку.

Берете микрофон, подсоединяете к осциллографу установленному на максимальную чувствительность. Кладете на стол прямо против динамика ось в ось и кратковременно подключаете к динамику батарейку. На осциллографе появится импульс определенной полярности. Помечаете полярность на динамике. Подключаете другой и добиваетесь аналогичной картинки. помечаете полярность.

Осталось всего ничего – найти осцилограф )))

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector