No Image

Как называется пожарная машина с лестницей

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Пожарный подъёмно-спасательный автомобиль — пожарный автомобиль, оборудованный закрепленной на автомобиле механизированной поворотной коленчатой, телескопической, коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен) и предназначенный для проведения спасательных работ по эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других операций. Пожарные подъёмно-спасательные автомобили подразделяются на пожарные автолестницы и пожарные автоподъёмники. Для спасения людей с высоты может быть закреплен эластичный спасательный рукав, для тушения пожаров на высоте устанавливаются различные устройства для подачи огнетушащих веществ. [1]

В СССР и России к зданиям повышенной этажности относят здания в 10 и более этажей исходя из сопоставления с высотой выдвижения пожарных автолестниц. В России большинство автолестниц 30-метровые, поэтому высота обычного многоэтажного здания ограничивается высотой 25…30 м. [2] :321 По международным нормативам, все здания, у которых хотя бы один этаж лежит вне зоны достижимости пожарный автолестницы, считаются высотными и относятся к группе «специальных зданий». Отнесение к высотным зданиям связано не только со спасением людей, но и с невозможностью тушить здание снаружи. [3] :331

Пожарная автолестница [ править | править код ]

Пожарная автолестница — пожарный подъёмно-спасательный автомобиль, раздвижная стрела (пакет колен) выполнен в виде непрерывной лестницы. Подъём и спуск по автолестнице осуществляется в люльке или по пакету колен лестницы. Высота подъёма выпускаемых в России автолестниц составляет от 17 до 60 м. [4]

Пожарная автолестница с подъёмником соединяет в себе преимущества автолестницы по спасению людей и автоподъёмника по тушению пожаров в единой конструкции. Его раздвижная стрела имеет лестничные марши, расположенные сбоку стрелы, и люльку на последнем звене. Высота подъёма составляет от 30 до 88 м. Предприятия-изготовители высотной техники Европы прекратили в настоящее время производство пожарных автоподъемников (предназначенных для спасения людей) и перешли на выпуск пожарных автолестниц с подъёмником. [5]

Пожарная автоцистерна может быть оборудована механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Первая в России пожарная автоцистерна с лестницей АЦЛ-З-40/17 (4х2) появилась в 1997 на шасси КамАЗ-43253 (4х2) и имела вместимость цистерны для воды 3000 л, бака для пенообразователя 300 л. и высоту выдвинутой лестницы 17 м. [6]

Пожарный автоподъемник [ править | править код ]

Пожарный автоподъемник — пожарный автомобиль, оборудованный механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой. Подъём и спуск осуществляется в люльке. Высота подъёма выпускаемых в России АПК составляет от 30 до 50 м. Предназначенный для спасения людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях. [7]

Существуют автоподъемники только для тушения пожаров — пожарные автопеноподъемники, оборудованный устройствами для подачи огнетушащих веществ на вершине стрелы. Они используются для тушения пожаров в резервуарах и других технологических установках, а также для подачи огнетушащих веществ на высоту. [8]

Помните ту забавную историю, в которой пожарные спасали кота с дерева? Наши добрые укротители огня сняли с деревьев уже сотни котов, и благодарные животные и их владельцы воздадут им должное. Но отставим шутки в сторону и рассмотрим основные аспекты незаменимой во многих отношениях спасательной техники. Речь пойдет о пожарной автолестнице. Это лучшее приспособление для ликвидации возгораний на верхних этажах сооружений и спасения людей.

Что такое пожарная автолестница: описание устройства

Автолестница пожарная – спецоборудование, представляющее собой выдвижной поворотный механизм с подъемным гидравлическим приводом, которое используется для спасательных и противопожарных маневров. Автолестницами оборудован пожарный спецавтомобиль. Кроме локализации очага возгорания на верхних этажах, спасения и эвакуации людей автолестницы используют для транспортировки бригады спасателей, пожарного инвентаря и техники на нужную высоту.

Лестницы делят на разновидности по длине стрелы, кол-ву колен и по виду привода.

В зависимости от длины стрелы лестницы делятся на:

  • Легкие (до 20 м);
  • Средние (от 20 до 30 м);
  • Тяжелые (более 30 м).
Читайте также:  Багги своими руками чертежи размеры

От типа привода:

Пожарные автолестницы, устройство и основные конструктивные особенности:

  • базовое шасси автомобилей Камаз, Урал, ГАЗ, ЗИЛ;
  • стойка опорная;
  • установка силовая;
  • основание;
  • устройство подъемно-поворотное, поднимающее лестничный марш по вертикали и гарантирующее его поворот в вертикальном положении;
  • стрела;
  • привод;
  • электрооборудование;
  • пульт.

Некоторые модели могут комплектоваться быстросъемной люлькой и лифтом.

Главный элемент лестницы – стрела, она состоит из колен, которые телескопически раздвигаются. Коленья собраны из боковых ферм, соединенных ступенями.

Все высотные лестницы дополнены лифтом. Он используется для быстрой эвакуации спасаемых, а также для подъема спасателей и техники на высоту. Лифт поднимается и опускается при помощи лебедки. Если вдруг трос лебедки оборвался, лифт экстренно тормозит, так как он снабжен так называемым ловителем, тормозом.

На лестницах предусмотрена возможность крепления СР (спасательного рукава), при помощи которого производится быстрая эвакуация людей и потерпевших.

Некоторые модели оснащены люлькой. Она бывает съемной и постоянно закрепленной. В люльке предусмотрена установка дополнительного пульта. С него оператор способен манипулировать всеми узлами стрелы.

В нашей стране самая распространенная высота пожарной машины с лестницей 30 метров. Большинство домов в России 25-30 метров. Конечно, встречаются пожарные лестницы и выше, в 50 и даже 70 метров. Что интересно, дома, в которых хотя бы один этаж лежит вне зоны достижимости автолестницы, считаются высотными. Для тушения пожаров в высотных зданиях в дело вступают противопожарные вертолеты.

Подъезд к месту возгорания нужно производить с учетом достаточного места для разложения стрелы. Причем чем выше нужно раздвинуть стрелу, тем ближе к зданию нужно поставить автомобиль. Управление стрелой происходит с помощью рукояток и маховичков на пульте.

Предназначение автолестниц ал 30 и ал 50. Как расшифровать маркировку автолестниц

Модели спасательного оборудования АЛ-30 и АЛ-50 – самые распространенные. Они применяются для ликвидации возгораний в многоэтажных зданиях, для эвакуации, транспортировки огнегасящей жидкости к очагу возгорания. Что же скрывается за этими буквами и цифрами? Например, маркировка АЛ-50(131) Л21 читается так: автомобильная лестница (АЛ) с общей длиной лестничного марша 50 метров (50), закрепленная на базе автомобиля ЗИЛ131, дополненная люлькой модели 21 (Л21).

Элементы оборудования выполнены из прочной легированной стали, колена соединены телескопически.

Основные характеристики 30-ой модели:

  • общая длина лестничного марша — 30 метров;
  • максимальный угол по вертикали — 73°;
  • максимальный тоннаж при использовании оборудования в качестве подъемного крана — 1000кг;
  • вращение вокруг собственной оси — 360°;
  • привод — гидравлическая трансмиссия;
  • шасси — грузовые машины повышенной проходимости, например, ЗИЛ-131, КамАЗ, Урал, TATRA, МАЗ;
  • рабочий и обслуживающий персонал — 3 чел.

Автолестница пожарная ал 50 способна доставить боевой спасательный расчет, пожарное снаряжение, огнегасящую жидкость к месту ликвидации огня. Поворотной лестницей АЛ-50 пользуются для осуществления противопожарных манипуляций и аварийных действий, спасения и эвакуации пострадавших на высоте до 50 метров. Это оборудование обеспечивает тушение в зданиях повышенной этажности.

В отличие от тридцатой модели с гидравликой АЛ-50 оснащен приводом комбинированным.

Основные характеристики 50-ой модели:

  • длина стрелы — 50 м;
  • нагрузка на верхнюю точку стрелы — 0.3 т при вылете 16 м и 0.1 т — при 20 м;
  • максимальная нагрузка при использовании АЛ-50 как крана – 2000 кг;
  • максимальный угол наклона — 75°;
  • поворот — 360°;
  • шасси – грузовые машины КамАЗ, Volvo;
  • рабочий экипаж — 3 чел.

Требования к пожарным автолестницам

Требования к конструкциям определены в нормативных документах, национальных стандартах. Стандарты оговаривают технические нормы к автолестницам пожарным и к отдельным ее узлам для обеспечения эффективного и надежного функционирования оборудования.

Автолестницы изготавливаются в соответствии со стандартами и ТУ. При транспортировке по дорогам лестницы должны иметь гарантированную прочность, исключающую повреждение ее замков, креплений и элементов.

Длина стрелы должна доставать выше самых верхних этажей многоэтажных зданий.

Читайте также:  Взрыв газового баллона при монтаже натяжного потолка

Спасательное оборудование должно обладать устойчивостью и прочностью, которые обеспечивают безопасное проведение противопожарных мер и спасательных работ.

Базовые шасси грузовых автомобилей должны соответствовать массе лестницы. Пожарные автолестницы дополняются аварийным приводом, который приведет ее из развернутого состояния в транспортное.

С той же целью, которая гарантирует надежность и сохранность пожарного оборудования, разработаны правила и условия эксплуатации пожарных автолестниц.

Условия эксплуатации

Конструктивные особенности автолестницы позволяют использовать спасательное оборудование в разных климатических условиях. Оборудование выдерживает перепады температур от минус 40 до плюс 40.

Необходимо следить, чтобы не происходил пролив воды на колена стрелы, особенно при минусовых температурах.

Запрещается работа на стреле без растяжных тросов при определенных погодных условиях, при порывистом ветре, когда его скорость достигает 10 м в сек.

Автомобиль, оборудованный автолестницей, должен стоять в отапливаемом гараже, температура воздуха в котором не опускается ниже пяти градусов.

После любого использования, выезда на возгорание или учения, все элементы лестницы должны быть почищены и смазаны.

Работа на оборудовании запрещается, если лестница имеет уклон более 6 градусов к горизонту.

Инструкция по эксплуатации

К работе на автолестнице допускаются только лица, имеющие специальное удостоверение.

При работе должны соблюдаться правила безопасности.

Перед работой автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз и опустить опоры. Работа с поднятыми опорами не допускается. Перед опусканием опор необходимо убедиться в твердости грунта.

При выдвижении и складывании стрелы необходимо следить, чтобы не были задеты электрические или телефонные провода.

Необходимо обеспечить работу дополнительного пульта управления, расположенного в люльке.

Работа в темное время на неосвещенной площадке запрещается.

Производить подъем лестницы разрешается, убедившись, что в зоне работы нет людей. Нахождение людей под поднятой стрелой запрещается.

Запрещается оставлять без присмотра лестницу с поднятой стрелой.

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Читайте также:  Оплетка на руль 2110 размер

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
  • угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
  • тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector