No Image

Приспособления применяемые при ремонте оборудования

0 просмотров
11 марта 2020

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Необходимый инструмент для ремонта в небольшой мастерской

Ремонт и обслуживание автомобиля возможно только при наличии условий и инструмента для этого. То, что находится в комплекте для ремонта, предназначено только для мелкого ремонта.

И хотя у всех автолюбителей, скорее всего, имеется значительная часть нужного инструмента, однако для серьезного ремонта понадобится еще много различных приспособлений и механизмов.

У всех имеется набор гаечных ключей, но многие предпочитают комбинированные или универсальные. Это неправильно, если вам нужен на самом деле качественный ремонт.

Гаечные открытые ключи желательно иметь в полном ассортименте, причем лучше в двух экземплярах. Комбинированные и разводные ключи, особые клещи для гаек специалисты не используют: они не слишком удобны в работе, не обеспечивают должного усилия при использовании, кроме того, они портят головки болтов.

Обязательно следует приобрести набор торцевых ключей (головок) с воротком и удлинителем. Головки бывают 6– и 12-гранные.

Последние удобны тем, что позволяют переставлять ключ в исходное положение после поворота на небольшой угол. Это значительно облегчает работу. Такие ключи, кроме того, надежно удерживают головку болта или гайку даже в том случае, если ее грани немного деформированы.

Почти в каждом автомобиле имеются такие неудобные болты или гайки, на которые не удается надеть головку торцевого ключа: мешают соседние детали. Этому можно помочь. Рекомендуется проточить такие головки снаружи на токарном станке, чтобы несколько уменьшить их диаметр.

Важные резьбовые соединения необходимо затягивать определенным усилием (крутящим моментом). Поэтому автолюбителю необходимо иметь динамометрический ключ.

Отверток должно быть несколько, с разной шириной лезвия и различной длины. Для подтягивания туго затянутых винтов необходимы особо мощные, прочные отвертки. Можно изготовить их в виде набора сменных лезвий различной ширины, которые могли бы вставляться в патрон коловорота.

Лезвие отвертки должно быть правильно заточено. Неправильно заточенная отвертка не дает возможности приложить необходимое усилие к винту и портит его головку.

Кернер– это стержень из твердой стали с заостренным концом.

Он служит для нанесения на металлы и пластмассы углубленных точек. Им намечают места сверлений, наносят различные метки и т. п. Хороший кернер можно изготовить из обломка сверла или старого метчика, заточив их на точильном станке.

Молотков должно быть, как минимум, два: один массой 200 г, второй потяжелее – 500 г.

При сборке и разборке механизмов автомобиля нужны выколотки. Это цилиндрические стержни из мягкого металла (латунь, дюралюминий).

Пробойники необходимы для изготовления правильных круглых отверстий в прокладках из бумаги, картона, резины и других материалов. Пробойник представляет собой металлическую трубку с заостренным концом.

Необходим и резьбонарезной инструмент– метчики и лерки. В автолюбительской практике их чаще всего используют для прочистки резьбы перед сборкой. В первую очередь автомобилисту нужны метчики и лерки следующих размеров: М5Х0,8; М6Х1; М8Х1; М8Х1,25; М10Х1; М10Х1,25; М10Х1,5.

Кузова современных легковых автомобилей изготовляют из тонколистовой стали. Чтобы увеличить прочность кузова, панелям придают изогнутую форму, штамповкой вводят различные переходы, усилители, ребра жесткости. Восстановление формы таких деталей после аварии – довольно сложная и трудоемкая работа, так как устранение вмятин, перекосов, скручиваний и изгибов, как правило, производится по металлу в холодном состоянии методами силовой правки, выколотки отдельных участков и их тонкой рихтовки. Когда правка в холодном состоянии не удается, для устранения деформаций, имеющих вид глубоких складок и резких перегибов, допускается применять предварительный подогрев. Качественно выполнить работу по правке деформированных деталей с наименьшими трудозатратами можно лишь при наличии большого набора инструмента, гидравлических и винтовых устройств.

Прежде всего необходимы винтовые устройства.

Винтовой домкрат двустороннего действия состоит из винта, воротка и двух втулок с правой и левой резьбой. Оснащая этот домкрат удлинителями различной длины, которые устанавливают с одной или двух сторон домкрата, получают винтовые устройства, позволяющие выполнять работы на длине от 790 мм, 1 м и более. Устройство Ж-4 с удлинителем 600 мм, имея на концах захватывающие струбцины, может выполнять вытяжку деформированного металла на длине до 130 мм. Винтовое устройство Ж-5 с двумя удлинителями (400 + 400 = = 800 мм), оснащенное упорами, может выправлять перекосы в пределах 1185–1285 мм.

Имея в наборе винтовой домкрат, по одному удлинителю длиной 200, 500, 600 мм и два удлинителя по 400 мм, три-четыре типа упоров и струбцин, можно выполнять работы по устранению перекосов в моторном отсеке, багажнике или по проемам дверей практически всех моделей отечественных легковых автомобилей, да и иномарок.

Окончательную доводку поврежденных мест кузовных деталей выполняют с помощью набора рихтовочного инструмента. В его состав входят различные правочные рычаги и прижимы, рихтовочные молотки, фасонные плиты, оправки и наковальни.

Правочные рычаги и прижимы используют для исправления деформаций в труднодоступных местах. Для выполнения этой работы с деформированных деталей снимают накладки, молдинги, обивку и другие навесные детали, открывая тем самым окна и отверстия, через которые появляется возможность воздействовать на поврежденный участок.

Если к поврежденным участкам нет доступа, то выбирают место во фланцевых соединениях деталей или в соединениях, выполненных точечной сваркой, где можно разъединить две детали и через образовавшуюся щель выполнить правку. Если нет возможности образовать щель, допускается сделать отверстие непосредственно в деформированной детали или вблизи поврежденного участка, через которое правка будет возможной. После окончания работы сделанное отверстие должно быть запаяно методом сварки или твердой пайки и затем зашлифовано заподлицо с основным металлом.

Рихтовочные молотки отличаются значительным разнообразием по массе, форме рабочей части и материалам, из которых они изготовлены. Для правки деталей из тонколистового металла, имеющих большие деформации, используют деревянные молотки (киянки). В качестве поддержек применяют фасонные плиты и ручные наковальни.

Значительные коробления (особенно при наличии выпучин, где волокна металла растянуты) устраняют молотками, имеющими на рабочей части насечку.

Легкие молотки и молотки-гладилки применяют при устранении мелких вмятин и забоин, когда доводят лицевую поверхность под окраску или когда необходимо восстановить поверхность с сохранением лакокрасочного покрытия.

Одни молотки используют при правке фланцев, другие – при грубой правке. Молотки с вставной ударной частью из мягких металлов (медь, свинец), а также с пластмассовыми или резиновыми вставками используют при тонкой рихтовке окрашенных поверхностей.

Молотки, ударная часть которых представляет собой плоские квадратные бойки, при рихтовке лицевых поверхностей панелей кузова легковых автомобилей применять не рекомендуется, так как они оставляют на металле следы в виде забоин.

У всех рихтовочных молотков рабочую часть рекомендуется затачивать по радиусу и доводить полированием. Следы забоин, царапин, рисок или каких-либо других дефектов на рабочей части рихтовочных молотков не допускаются.

Фасонные плиты, оправки и наковальни предназначены для поддержки тонколистового металла кузовных панелей в процессе восстановления деформированных участков. Форма большинства плит, оправок и наковален выбирается с учетом кривизны поверхностей, радиусов и переходов, заложенных в конструкции кузовных деталей, а также с учетом опыта рабочих этой профессии и опыта предприятий, специализирующихся на восстановлении кузовов легковых автомобилей.

В ходе восстановления первоначальных форм деформированных панелей, если внутренняя часть панели легкодоступна, можно использовать одни наковальни и плиты. Если доступ к поврежденному участку затруднен, применяют специальные оправки или сегментные плиты.

Когда молоток и наковальня используются вместе, то наковальня служит для поднятия металла на вдавленном участке, а молоток – для придания панели правильной формы.

Рабочие поверхности этих инструментов всегда должны быть хорошо отполированы и храниться так, чтобы не получить повреждений рабочих поверхностей. Некоторые из них, кроме того, дополнительно хромируют и доводят поверхность до идеальной чистоты в целях использования при рихтовке небольших вмятин или выпуклостей на лицевых панелях кузова без повреждения окрасочного слоя.

Читайте также:  Как определить дату изготовления

Оборудование для уборки и мойки

Мойка может производиться вручную, механизированно или комбинированно. Ручная мойка производится из шланга с брандспойтом или щеткой. При мойке струей среднего или высокого давления шланг должен иметь моечный пистолет, который позволяет регулировать форму струи. Для мойки нижних, более загрязненных частей автомобиля применяют направленную, кинжальную струю, для мойки верхних частей – веерную или конусообразную струю.

Для механизированной мойки применяют специальные моечные установки, которые в зависимости от способа управления могут быть автоматическими и с ручным приводом.

Комбинированная мойка применяется в случае, когда одну часть автомобиля моют ручным способом, а другую – механизированным.

Для мойки автомобилей применяют моечные установки, которые могут быть стационарными струйно-щеточными с кареткой, перемещаемой вокруг автомобиля, и с перемещением автомобиля, и стационарные бесщеточные с кареткой, перемещаемой вокруг автомобиля, и с перемещением автомобиля.

С т а ц и о н а р н ы е с т р у й н о – щ е т о ч н ы е установки оборудуются щетками с качающейся системой подвески. Наибольшее распространение для мойки легковых автомобилей получили передвижные моечные установки. Они представляют собой П-образную арку, перемещающуюся с помощью электропривода по рельсам, уложенным на моечном пути. На портале монтируют две вертикальные и одну горизонтальную ротационные щетки с электроприводами, щетки для мойки дисков колес и устройство для сушки (обдува) автомобиля после мойки. Щетки смачиваются через систему труб с форсунками. Большинство моечных установок имеет дополнительную распыляющую арку, которая обеспечивает предварительное смачивание и ополаскивание. Контроль последовательности мойки осуществляют с помощью компьютера.

Технологический процесс с применением современной моечной установки состоит из следующих операций: общая мойка автомобиля водой под высоким давлением; разбрызгивание моющей пены с химическими элементами, позволяющими размягчать масляные и жировые отложения; двухпроходная мойка плавающими щетками, огибающими контуры автомобиля, с одновременной мойкой днища автомобиля; распыление воска (полироли); двухпроходная принудительная сушка.

Недостатком щеточных моечных установок является повреждение покрытия поверхности автомобиля в результате воздействия щеток. Щетки установки должны периодически очищаться от скопившейся грязи, что не всегда выполняется. Для исключения повреждения поверхности на некоторых моделях моечных установок в щетках вместо ворса применяют тряпичные полоски.

Производительность щеточных установок – от 30 до 40 автомобилей в час при рабочем давлении 0,4–0,6 МПа. На мойку одного автомобиля расходуется до 900 л воды.

Для мойки кузовов и нижней части автомобиля применяют с т а ц и о н а р н ы е б е с щ е т о ч н ы е моечные установки. Они не повреждают антенны и другое наружное оборудование автомобиля, не оставляют царапин на лакокрасочных покрытиях. Производительность установок – от 20 до 30 автомобилей в час при рабочем давлении 0,8–1,2 МПа. Расход воды на мойку одного автомобиля составляет 1200–1800 л.

В связи с возросшими требованиями владельцев автомобилей к качеству мойки, а также высокой стоимостью щеточных моечных установок все чаще применяют м а л о г а б а р и т н ы е передвижные моечные установки высокого давления. Они могут иметь привод насоса как от электродвигателя, так и от двигателя внутреннего сгорания. Мойка производится горячей или холодной водой при давлении 3–15 МПа.

Учитывая высокую стоимость воды, моечные установки оборудуют системами оборотного водоснабжения, применяют биологические системы очистки воды.

Для удаления с автомобиля влаги мосле мойки применяют специальные установки, которые удаляют влагу с помощью подогретого до 40–50 °C воздуха при давлении 0,2–0,4 МПа, инфракрасных лучей и т. п. Влагу с двигателя и приборов системы зажигания после мойки снимают сжатым воздухом при давлении 1 МПа. Наружные поверхности кабины, капота, облицовки, фар, крыльев, подфарников протирают обтирочным материалом, а полированную поверхность кузова протирают байкой или замшей.

Для уборки салона автомобиля применяют переносные и передвижные п ы л е с о с ы.

Для обеспечения доступа ко всем узлам и агрегатам автомобиля на предприятиях автосервиса широкое применение получили различные подъемники. Они могут быть оборудованы электромеханическим, гидравлическим или пневматическим приводами. Для обслуживания и ремонта легковых автомобилей применяются двухстоечные, четырехстоечные, ножничные и плунжерные подъемники, а также опрокидыватели. При обслуживании автомобиля на осмотровых канавах могут применять также канавовые подъемники. Однако чаще всего применяют напольные двухстоечные электромеханические подъемники грузоподъемностью 2–3 т. Состоит такой подъемник из двух коробчатых стоек и поперечины. В каждой стойке размещен ходовой винт, по которому перемещается грузоподъемная гайка. К гайке прикреплена каретка с шарнирно установленными раздвижными подхватами. Грузоподъемные ходовые винты приводят в действие электродвигателем через редуктор. Вращение на другой винт передается с помощью цепной передачи, установленной внутри поперечины.

Управляют подъемником с помощью кнопочного выключателя. Высота подъема составляет 1,8–2,0 м, время подъема 50–60 с. В крайних верхнем и нижнем положениях каретка останавливается конечным выключателем электродвигателя. Такой подъемник устанавливается на ровную поверхность без специального фундамента, а крепится к полу анкерными болтами.

Опрокидыватели применяют при мойке днища автомобиля перед ТО или ремонтом, сварочными работами, нанесением антикоррозийных покрытий. Хороший доступ к днищу и осям автомобиля обеспечивает и применение одностоечных гидравлических подъемников.

На небольшую высоту автомобиль можно поднять и с помощью гидравлического, пневмогидравлического или пневматического домкрата.

В автосервисном предприятии подъем автомобиля и перемещение его агрегатов производят с помощью электротельферов, талей, передвижных кранов, грузовых тележек, кран-балок и другого оборудования.

Другие виды оборудования

Для производства технических осмотров и ремонта автомобилей применяются средства диагностики, позволяющие обнаружить дефекты без разборки автомобиля. Техническое состояние узлов, агрегатов и приборов автомобиля устанавливается по диагностическим параметрам, отдельные значения которых свидетельствуют о нарушении режима работы, регулировок, сопряжений деталей приборов и механизмов. Диагностирование является одним из технологических элементов технического осмотра.

Применяемое для диагностики оборудование может быть переносным, стационарным и передвижным. К стационарному оборудованию относят стенды различных конструкций и типов, на которых проверяют состояния тормозной системы, подвески, тяговые качества, углы установки колес, балансировку колес и т. д. Передвижное оборудование включает комплекс специальных приборов, с помощью которых диагностируют системы и механизмы двигателя. Например, мотор-тестеры, приборы для определения состава отработанных газов, приборы для проверки фар, габаритов и поворотов, стенды для балансировки колес без снятия их с автомобиля.

Существует много малогабаритных переносных приборов для проверки работоспособности агрегатов, узлов и систем автомобиля, например: сканеры, компрессоры и др.

С целью облегчения определения типа и серьезности неисправностей и лучшего обслуживания автомобиля в автомастерских применяются следующие приборы.

Омметром проверяют сопротивление катушки зажигания, а также проверяют элементы электронной системы впрыска.

Вольтметр служит для проверки электрической сети, состояния контактов прерывателя, аккумулятора и регулятора напряжения.

Амперметр применяется для проверки электронной системы зажигания, а также заряда аккумулятора.

Ареометр используется для проверки плотности электролита в аккумуляторе и охлаждающей жидкости в радиаторе.

Динамометрический ключ служит для определения момента затяжки креплений, а также свечей зажигания.

Счетчик оборотов применяют для регулировки оборотов холостого хода карбюратора и диагностики топливного насоса.

Часовым оптиметром определяют биение колеса, проверяют зазор в подшипниках ступицы колеса.

Манометры различных давлений применяют для проверки топливного насоса, шин, давления масла в двигателе, давления в тормозном механизме.

Щупы используют для проверки зазоров в клапанах, между контактами прерывателя, свечей и генератора.

Окрасочно-сушильные камеры различных конструкций служат для окраски кузова или отдельных деталей автомобиля и для последующей сушки. Камера представляет собой сборно-разборную емкость или помещение, изготовленные из утепленных панелей. Для того чтобы пыль не попадала на окрашиваемую поверхность и в целях обеспечения санитарно-гигиенических условий труда при покраске, камера оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией, которая необходима для удаления распыленной краски и растворителя, входящего в ее состав.

Читайте также:  Honda all season antifreeze coolant type 2

Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту могут производиться механизированным, механизированно-ручным и ручным способами. При механизированном способе используют металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование, конвейеры для перемещения автомобилей, электротельферы, электротали, кран-балки, краны-штабелеры, механизированные подъемники для вывешивания автомобилей, диагностические стенды, микропроцессорную технику и т. д.

В случае механизированно-ручного способа выполнения работ механизированы наиболее трудоемкие операции, в которых автомеханик применяет различный механизированный инструмент и оборудование, например: установку для ручной (шланговой) мойки, маслораздаточное оборудование, электро– и пневмо-гайковерты, контрольно-измерительные приборы, воздухораздаточные колонки, пневматические окрасочные пистолеты, а также другие инструменты, приборы и аппаратуру, имеющие электрический, гидравлический, пневматический и другие приводы и приводимые в действие специальным источником энергии. В то же время здесь может сохраняться и значительная доля ручного труда, когда работник осуществляет доставку инструмента к месту выполнения операций, его наладку и подключение.

При ручном способе работы выполняют при помощи простейших орудий труда, а также приспособлений и устройств: съемников, домкратов, кранов и другого оборудования, не имеющего привода от специального источника энергии.

Качество ремонтно-профилактических работ и в первую очередь диагностирования автомобиля значительно повышается при использовании микропроцессорной техники, которая повышает точность расчета параметров, визуальную и графическую четкость воспроизведения результатов, что благоприятно сказывается на техническом состоянии автомобиля. При этом повышается и безопасность движения, так как диагностирование неисправностей перед выходом автомобиля служит гарантией того, что при работе не произойдут технические отказы. Тщательное и качественное обслуживание двигателя и его систем с помощью микропроцессорных устройств снижает токсичность отработанных газов, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в городских условиях.

Для правильной диагностики и ремонта неисправностей автомобиля важно правильно подобрать инструмент и приспособления, которые хранят на стеллажах или в инструментальных шкафах, переносных ящиках и передвижных тележках. На различных рабочих местах применяют верстаки, состоящие из рабочего стола, на котором, как правило, устанавливают тиски и другие приспособления. В выдвижных ящиках верстака хранят инструменты.

Инструменты и приспособления хранят в стационарных стеллажах или шкафах, передвижных тележках или тележках-стеллажах, переносных ящиках.

Слесарные верстаки применяются на различных рабочих местах. Верстак состоит из рабочего стола, на котором могут быть установлены тиски и другие приспособления, выдвижных ящиков для хранения инструментов и приспособлений, защитного щита и полок.

Съёмники (рис 1.16.) применяются для монтажа-демонтажа трудноснимаемых и монтируемых сопряженных деталей.

Рис. 1.16. Съемники

Для отворачивания крепежа, подвергшегося сильной коррозии, применяют приспособление (рис 1.17), состоящее из газового ключа и торцовой головки. Отворачиваемая деталь зажимается между головкой и верхней частью зева торцового ключа. Такая конструкция обеспечивает большой момент при отворачивании и надежный захват.

Рис. 1.17. Приспособление для отворачивания коррозионного крепежа:

1 – отворачиваемая деталь; 2 – торцовая головка; 3 – газовый ключ

Для отворачивания гайки или болта со сбитыми гранями используют следующие приспособления:

· эксцентриковый ключ (рис. 1.18.) для гаек M10…М22 и шпилек диаметром до 14 мм (при размерах ключа, указанных на рисунке), выступающих над деталью не менее чем на 16 мм. Ключ состоит из корпуса, в котором расположен эксцентриковый ролик, выполненный как одно целое с валиком. На него надета рукоятка. Чтобы отвернуть гайку, нужно надеть на нее корпус. В корпусе она будет прочно удерживаться с помощью ролика, зубья которого врежутся в тело гайки;

· цепной ключ (рис. 1.19.), состоящий из ручки и отрезка роликовой цепи, один конец которой прикреплен к концу ручки, а другой пропущен через прямоугольное отверстие ручки.

Рис. 1.18. Эксцентриковый ключ:

1 – эксцентриковый ролик; 2 – валик; 3 – рукоятка; 4 – корпус

Рис. 1.19. Цепной ключ

Для тугосидящих винтов и шурупов, а также для работы в труднодоступных местах применяются специальные отвертки:

· обычная одновременно с молотком, которым постукивают по ручке отвертки рывками и в такт ударам пытаются стронуть с места винт или шуруп;

· с боковыми ребрами (рис. 1.20, а), обеспечивающими большую прочность лезвия;

· с поперечиной, приваренной к стержню вверху (рис. 1.20, б) или в средней части (рис. 1.20, в);

· с гайкой, приваренной к стержню (рис. 1.20, г);

· с лысками на стержне под гаечный ключ;

· с откидывающейся скобой, которая используется в качестве рычага;

· отвертку-наконечник, которая вставляется в торцовый ключ (рис. 1.20, д); чтобы отвертка не выпадала из ключа, делают разрез, а шестигранник отвертки разводят на 0,4 мм;

· ударная (рис. 1.20, е), состоящая из двух соединенных друг с другом подпружиненным штифтом стержней, на торцах которых нарезаны зубья с одной скошенной стороной. В нижний полый стержень вставляется отвертка, которая при ударе резко провора­чивает тугосидящий винт;

· с вильчатым захватом (рис. 1.21, а), состоящая из планки 2 с загнутым разрезным концом. На стержень отвертки 7 надета пружина 3, которая одним концом упирается в планку, а вторым – в штифт 4, закрепленный на стержне отвертки. При использовании отвертки головка винта захватывается разрезным концом планки, а в прорезь головки устанавливается лезвие отвертки;

· с лезвием, выполненным в виде двух плоских пружин (рис. 1.21, б). В нерабочем положении пружины разведены в разные стороны. Для установки винта пружины сжимаются и вводятся в прорезь головки винта. Окончательно винт затягивается обычной отверткой;

· с изгибающимся стержнем для работы с винтами, установленными в углах или других труднодоступных местах; она состоит из двух шарнирно соединенных стержней (рис. 1.21, в), на которые сверху надета пружина.

Рис. 1.20. Отвертки для тугосидящих винтов:

а – с боковыми ребрами; б – с поперечиной, приваренной сверху; в – с поперечиной, приваренной в средней части; г – с гайкой, приваренной к стержню; д – отвертка-наконечник; е – ударная

Рис. 1.21. Отвертки для работы в труднодоступных местах:

а – с вильчатым захватом; б – с плоскими пружинами; в – с изгибающимся стержнем; 1 – стержень отвертки; 2 – планка; 3 – пружина; 4 – штифт

Инструмент щипцового типа (рис. 1.22.) применяется для выполнения специфических операций при ТО и ремонте автомобилей. К такому инструменту относятся специальные пассатижи, щипцы, кусачки, зажимы, ножницы, захваты и др.

Рис. 1.22. Инструмент щипцового типа

При ремонте агрегатов раритетных автомобилей следует соблюдать требования, предъявляемые нормативно-технической документацией к этим агрегатам на момент их производства на заводе- изготовителе ремонтируемого автомобиля, по точности взаимного расположения деталей с обеспечением тех же допусков на сборку. Должны быть обеспечены натяги, необходимые при установке деталей. Узлы и агрегаты необходимо собирать с обеспечением правильной посадки без перекосов, нарушения целостности т.п. (например, при установке и снятии подшипников, сальников и т.д.). Выполнение этих требований гарантирует высокое качество ремонта и ресурс отремонтированных агрегатов практически на уровне ресурса новых. Указанные требования удовлетворяются только при широком использовании для ремонта механических узлов и агрегатов автомобиля специального инструмента и приспособлений.

Ремонт двигателей, коробок передач, агрегатов трансмиссии, механизма рулевого управления и других узлов с обеспечением восстановления их ресурса выполняется, как правило, на специализированных агрегатных участках, оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями, специальным инструментом, мерительным инструментом.

В состав оборудования агрегатного участка входят: стенды для разборки и сборки агрегатов и узлов автомобилей, которые конструктивно выполнены так, что обеспечивают удобный доступ к ремонтируемым узлам, позволяют поворачивать и фиксировать их в любом положении при демонтаже и монтаже тех или иных деталей; контрольные стенды для обкатки двигателей и других узлов; электропечь (сушильный шкаф) для нагрева деталей перед монтажом; поверочная плита для контроля плоскостей деталей; станочный парк для ремонта изношенных блоков цилиндров, коленчатых валов, головок блоков и т.п. Большинство наименований такого оборудования нормализовано и серийно выпускается отечественной промышленностью. Примером может служить типовое оборудование агрегатного участка, приведенное ниже.

Читайте также:  Запчасти на москвич в донецке

Стенд для разборки и сборки двигателя оснащен кронштейнами для крепления двигателей легковых автомобилей среднего класса, устройствами поворота двигателя вокруг горизонтальной оси, зажимами для фиксации его в нужном положении. Имеется поддон для демонтированных деталей и инструмента.

Стенд для разборки и сборки заднего моста автомобиля. Стол- рама, снабженная подставками с зажимами для крепления балки заднего моста.

Стенд для разборки и сборки коробки передач. Подставка с двумя кронштейнами для крепления двух коробок передач. Кронштейны могут поворсчиваться и фиксироваться зажимами в нужном положении для удобного демонтажа деталей, в верхней части имеется коробка для деталей и инструмента. Изготовитель — завод гаражного оборудования АвтоВАЗ.

Пресс гидравлический (стандартный, мод. 2135-1 м). Предназначен для правки деформированных деталей, выпрессовки и запрессовки втулок и других подобных деталей. Максимальное усилие на штоке 39 кН, максимальных ход 250 мм. Завод-изготовитель «Автоспецоборудование».

Прибор для проверки биения валов (ПБ- 1400). Предназначен для определения деформации валов (полуосей, распределительных валов двигателей и т.д.). Снабжен подставкой и индикатором..

Плита поверочная и разметочная 2000X630 мм ГОСТ 10905- 86. Применяется для проверки плоскостности поверхностей автомобильных деталей, их деформации. Завод-изготовитель — Ставропольский инструментальный завод.

Шкаф сушильный лабораторный. (СНОЛ-3,5). Служит для нагрева деталей перед сборкой (верхняя головка шатуна двигателя перед запрессовкой пальца, запорное кольцо полуоси и т.д.). Завод- изготовитель — Успенский завод лабораторных электропечей.

Специальный инструмент и приспособления. Применяемые при ремонте раритетных автомобилей, можно разделить на несколько основных групп, рассмотренных ниже.

Съемники универсальные (рис. 6.13) служат для снятия деталей с валов или демонтажа из корпусов при плотных или прессовых посадках. Набор траверс нескольких размерностей, а также скоб различной длины позволяет применять эти съемники для всех видов деталей, посаженных на валы на разной глубине и с разными усилиями. В случае несимметричности снимаемых деталей (например, треугольный фланец эластичной муфты на вторичном валу коробки передач) в комплекте со съемником применяют дополнительные специальные детали, позволяющие тянуть снимаемые детали без перекосов. Попытки съема несимметричных автомобильных деталей без применения указанных приспособлений неизбежно приводят к их порче и изгибам валов.

Рис. 6.13. Варианты съемников для выпрессовки деталей автомобиля: а вала; б шестерни; в — подшипника при помощи конусной оправки и цанговой рахжимной втулки; г- подшипника при помощи двух поворотных болтов; 1- вал; 2 — шестерня; 3 — подшипник; 4 -разжимная втулка; 5 — конусная оправка; 6 — поворотные болты

Съемники специальные. В автомобиле имеется ряд ответственных точных деталей, захват которых скобами съмника только за две противоположные точки приводит к нарушению геометрии этих деталей, хотя бы и незначительному, но не допустимому для них. В этих случаях вместе с универсальными съмниками применяют специальные съмники, обеспечивающие полный круговой контакт с захватывающей деталью. Специальными эти съмники называют потому, что каждый из них специализирован только для определенной детали. Примеры таких съмников приведены на рис. 6.14. и рис. 6 15.

Рис. 6.14. Съемник для выпрссовки внутреннего кольца подшипника дифференциала: 1 — упор; 2 — универсальный съемник

Рис. 6. 15. Съемник подшипника ведущего вала коробки передач 9из торца

Большинство таких съемников являются комплексными, т.е. выполняют функции по демонтажу деталей без применения универсальных съемников, например съемник крыльчатки водяного насоса. Съмник внутреннего кольца внутреннего подшипника ступицы переднего колеса и т.п.

Название съемник применя.т в ряде случаев и для инструментов, которые используются как для снятия, так и для установки деталей при сборке, а в некоторых случаях только для установки. Объединение их под под одним названием «съемник» объясняется тем, что они аналогичны съемникам по конструкции и принципу действия. Как правило, необходимые для выпрессовки (напрессовки) усилия создаются винтовой парой.

Выталкиватели инерционные применяют для выпрессовки ряда деталей, используя кинетическую энергию массивной втулки, посаженной на среднюю часть вала выталкивателя.

Резко подавая втулку вдоль вала и ударяя ею по заднему фланцу, создают усилие, необходимое для выпрессовки детали.

Оправки монтажные и демонтажные обеспечивают правильную установку на валы и в корпусные детали подшипников, сальников и втулок. Они позволяют производить посадку этих деталей ровно, без перекосов, так как усилие запрессовки передается по всей окружности кольца подшипника, обоймы сальника, втулки. Это гарантирует сохранность данных деталей, их нормальный контакт с валом или картером и, следовательно, надежную работу при эксплуатации. Необходимые усилия создаются легкими ударами молотка по торцевой части оправки.

Если требуются большие усилия, операцию выполняют на гидропрессе.

В ряде случаев оправки применяют для правильного центрирования де талей при сборке узлов (рис. 6.16).

Рис. 6.16. Оправка для центровки сальника валика привода масляного насоса и распределительного вала

Ключи специальные используются при снятии и установке узлов и деталей для обеспечения легкого доступа к крепежным деталям, работа с которыми при использовании стандартного инструмента затруднена. Сюда относятся торцевые ключи с удлиненными стержнями и карданными шарнирами или без шарниров (рис. 6.17), что позволяет работать вне зоны расположения демонтируемых деталей (ключи для свечей зажигания, для болтов крепления коробки передач), а также ключи, имеющие специальную конфигурацию для затяжки или регулировки конкретных деталей (ключи для храповика коленчатого вала, гайки шкива генератора и т.д.).

Рис. 6.1 7. Шарнирный ключ а) для снятия и установки свечей зажигания и ключ для контроля усилия затягивания свечей зажигания б) (с отверстием под динамометрический ключ)

Приспособления, как специфический вид оснастки, имеет разнообразное конструктивное исполнение и применяется для следующих целей: крепления узлов на стендах для разборки и сборки; монтажа и демонтажа пружинных и других деталей; выпрессовки деталей при прессовых посод- ках, когда требуются большие усилия (с применением пресса); фиксирования валов от проворачивания при установке и снятии деталей.

Динамометры специальные (рис. 6.18) используются для определения правильности сборки и регулировки ответственных узлов. К этой группе инструментов отнесены и стандартные динамометрические ключи (рис.6.19), необходимые для нормальной затяжки и регулировки резьбовых соединений.

Рис. 6.18. Проверка предварительного натяга подшипников ведущей шестерни главной передачи ( а) и определение натяжения ремня привода вентилятора (б) с помощью специальных динамометров; 1 — динамометр для определения момента качения подшипников; 2 — втулка соединительная

К этой группе инструментов отнесены и стандартные динамометрические ключи (рис.6.19), необходимые для нормальной затяжки и регулировки резьбовых соединений.

Рис. 6.19. Стандартный динамометрический ключ

Калибры специальные применяют для обеспечения правильной сборки редуктора заднего моста, при этом ведущая и ведомая шестерни должны иметь точное взаимное расположение в целях обеспечения правильного пятна контакта и возможности проверки геометрии ответственных деталей, демонтированных с автомобиля после длительной эксплуатации.

Мерительные приспособления, используемые для проверки состояния ответственных деталей автомобиля, не имеющих внешних признаков повреждения, в целях решения вопроса о целесообразности их демонтажа. В состав приспособлений этого назначения включены стрелочные индикаторы для точного определения зазоров в сочленениях.

К мерительным приспособлениям этой группы относятся: приспособление для замера в наконечниках рулевых тяг; приспособление для замера осевого зазора в подшипниках ступиц передних колес; приспособление для замера зазора в верхней шаровой опоре передней подвески; приспособление для замера зазора в верхней шаровой опоре непосредственно на автомобиле.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector