No Image

Размер гайки крепления колеса

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Как выбрать колесные гайки и болты. Виды колесных крепежей.

При покупке новых колесных дисков, каждый владелец сталкивается с подбором правильного и надежного крепежа для своих колес. На первый взгляд задача кажется достаточно тяжелой, но мы постараемся доступно и коротко рассказать на что следует обратить внимание.

Виды и различие колесных крепежей

При подборе стоит обратить внимание на следующие важные параметры. Основные различия заключаются в :

Прижимная поверхность

Прижимная поверхность болта или гайки служит для плотного прижима диска к ступице либо тормозному диску автомобиля не позволяя колесному диску смещаться. Болты и гайки имеют несколько разновидностей такой поверхности. Наиболее распространённые это конус под углом 60° перед головкой он может иметь подголовок размером 1.3мм, а может не иметь. Также существуют гайки с носиком на конце. Менее распространены гайки с конусом 30°. Некоторые привыкли считать что конусные гайки универсальны т.к. способны прижать практически любой диск. Но из-за неправильно выбранной прижимной поверхности, возможно разрушение литых дисков. Или в лучшем случае дисбаланс.

Также существуют гайки с увеличенным конусом, с пресс шайбами, эксцентриками и другие.

Существуют болты с допуском эксцентрика в 2.4mm. Такие болты дают возможность установки дисков от других авто например на Японские от Немецких и наоборот. Но параметры дисков и ступиц не должно превышать 2.4mm. Например, 5х114.3 — 5х112, 5х110 — 5х108, 5х115 — 5х114.3, 4х98 — 4х100. Конус, двигающийся относительно резьбового колодца диска, позволит прикрепить диски без перекоса.

Размер головки

При выборе гайки. Если гайка закрытого типа стоит обратить внимание на длину головки, чтоб шпилька не уперлась в внутри гайки в головку. Что приведет к недозатягу колеса. Также стоит обратить внимание под какой ключ ваша гайка. Слишком большой размер может не оставить места под накидную головку ключа или гайковерта. На некоторых моделях литых дисков с узкими колодцами возможна установка гаек только под внутренний ключ, такой как шестигранник или звездочка. Для открытых гаек важен только размер под ключ.

Плюсы и минусы закрытых и открытых гаек.

  • — Ржавение резьбы и шпильки, попадание реагентов.
  • + Низкая цена.

При выборе болтов. Как правило, головка или шляпка болтов имеет стандартные размеры под ключи 17, 19 и 21. За исключением "секреток".

Размеры резьбы

Размеры резьбы для гайки подразумевают диаметр резьбового соединения и шаг резьбы. Для болтов учитывается длинна резьбовой части. Важно, слишком маленький болт не сможет обеспечить надежное соединение со ступицей. А слишком длинная может повредить элементы стояночного тормоза при движении. Идеальным болтовым соединением считается когда выступ болта не более 1-2 витков.

Точные сведения вы можете посмотреть в инструкции для вашего автомобиля или проконсультироваться у специалистов.

Как самостоятельно определить размеры резьбы

Для гаек маркировка формируется МDxP.

Для болтов и шпилек маркировка МDxPxL.

  • M — значок метрической резьбы;
  • D — диаметр резьбы в миллиметрах;
  • P — шаг резьбы в миллиметрах;
  • L — длина в миллиметрах.

Чтобы определить маркировку гайки, следует измерить параметры шпильки. Для измерения понадобится штангенциркуль. У болтов и шпилек размер D измеряется по наружному диаметру резьбы.

Шаг P можно измерить штангенциркулем или простой линейкой. Отсчитайте какое-то количество витков, измерьте расстояния между этими витками и разделите на количество витков. Так вы примерно определите шаг резьбы. Затем сравните с таблицей метрических резьб и самый близкий размер и будет правильный шаг.

Длинна L измеряется от начала болта до головки или шайбы.

ВАЖНО! Для дюймовых и метрических размеров резьб измерения немного различаются.

Измерение диаметра резьбы (D)

Измерения шага резьбы (P)

Измерения длинны болта (L)

Материал изготовления

Гайки изготавливаются из стали, алюминия или титана. Болты только из стали. Материал изготовления большой роли не играет и те и другие способны обеспечить надежный прижим колеса. Стоит только отметить на разный срок службы при разной эксплуатации. Титановые отличаются высокой прочностью и надежностью, но минусом будет высокая цена. Алюминий более доступен по цене, иногда добавляется кремний и магний что добавляет прочности. Оптимальным вариантом цены-качества является сталь. Но иногда болты и гайки изготавливают из обычного металла такие изделия мягче и быстро ржавеют.

Покрытие

Покрытие гайки может быть с напылением хрома или без него. Хром заметно предотвращает ржавение изделий, но и стальные гайки способны сохранять свой блеск. В любом случае при выборе не стоит руководствоваться эстетическими свойствами.

Затяжка болтов и гаек на дисках

Для надежного прижима колеса прижимные поверхности колодцев дисков и гаек можно смазать графитовой смазкой для уменьшения силы трения. При использовании динамометрического ключа допустимая затяжка 105 — 120Нм. Но лучше воспользоваться рекомендациями к вашей модели авто.

Без динамометрического ключа. После установки колеса в последовательности крест на крест (для 5ти шпилек через одну) подтягиваете колесо до упора. Затем опускаете авто на колесо (убираете домкрат) и в том же порядке затягиваете колесо добавляя усилие на каждом круге, пройдите около 3-х кругов.

Читайте также:  Почему не работает печка на газели

Секретки

Для защиты ваших дорогих колес существуют болты и гайки со специальными ключами, но зачастую владельцы сами попадают в свой капкан при замене сезонной резины или изношенных колодок. Всегда держите вашу секретную головку в машине чтоб в случае прокола колеса поставить запаску. И ни в коем случае не теряйте ее.

Но можно попасть в нелепую ситуацию и из-за некачественных дешёвых секреток. Которые просто быстро изнашиваются и не обеспечивают достаточного зацепа. Попросту гайки ни чем не откручиваются. В таком случае лучше заранее обратиться к специалистам для удаления секретки. Не стоит пытаться самостоятельно с помощью молотка и зубила открутить такую гайку. Скорее всего кроме порчи диска вы ни чего не добьетесь. Проверенный и рабочий на 100% эффективный способ (для стальных гаек) аккуратно приварить гайку с головкой под нормальный ключ.

Автомобилист нередко может столкнуться с ситуацией, когда нужно поставить новые гайки Ниву, размер которых по резьбе обозначается как М12х1,25. Казалось бы, задача простейшая. Но колесные гайки в огромной степени отвечают за безопасность водителя и пассажиров, поэтому нельзя их просто выбросить и поставить что попало.

О конструкции крепления колеса

О том, что гайки крепления колеса являются специальным изделием, свидетельствует нестандартная метрическая резьба диаметром 12 мм с шагом 1,25 мм. Стандартные витки того же диаметра имеют другой шаг, 1,75 мм. То есть колесная резьба сделана более мелкой с целью повышения надежности соединения и реализации эффекта «самозатягивания» за счет постоянного вращения. Более крупные витки здесь не подойдут.

Размер заводских гаек подобран таким образом, чтобы при затяжке колесного диска из толстой штампованной стали они полностью заходили на шпильку. При этом на торце элемент снабжен конусом, примыкающим к ответной части на диске. За счет конусовидного примыкания решается 2 задачи:

  • самоцентровка отверстия в диске напротив шпильки при равномерном затягивании гаек;
  • более надежное сопряжение плоскости колеса со ступицей.

Шпилька, которая несет нагрузку всего крепления, запрессована в ступицу на шлицах с натягом, и выбить ее оттуда подчас очень трудно. Это еще одна причина относиться серьезно к подбору деталей для этого узла. Все гайки, имеющиеся в продаже для Нивы, можно разделить на 2 типа:

  1. Открытые, через них шпилька проходит насквозь при закручивании. Такими деталями автомобиль комплектуется на заводе-изготовителе.
  2. Закрытые, с глухим отверстием. Устанавливаются на Ниву Шевроле, но размер подходит и на ВАЗ-21213.

Заводские элементы изготавливаются с размером под баллонный ключ 19 мм. Разнообразные детали, встречающиеся в магазинах, могут быть сделаны под ключ 21 мм, а по высоте достигать 30 мм и более. Штатная длина открытой гайки ВАЗ-2121, сделанной из углеродистой стали без покрытия, составляет 17 мм. Новые декоративные детали имеют никелированное покрытие и различную форму выступающего оголовка.

Зачем менять крепление?

Существует несколько причин, по которым владельцы автомобиля Нива меняют колесные гайки на новые:

Старые гайки, изношенные или поврежденные механически, действительно подлежат замене, особенно когда у них негодная резьба или отсутствуют грани. Такую деталь затруднительно затянуть с моментом 10-11 кгс/м для надежного закрепления колеса. Лучше поставить новый комплект, 1-2 крепления менять бессмысленно. Главное, чтобы резьбовая часть шпильки оставалась в норме.

Литые диски хоть и толще стальных штампованных, но теоретически их можно прикрутить заводскими гайками. Другое дело, что подобные детали испортят весь внешний вид новых дисков, так что в такой ситуации лучше поставить элементы, гармонирующие с колесом. Есть и другой момент: в некоторых моделях литых дисков сделаны выборки в виде полусферы, а не конуса. Тогда штатный крепеж точно не подойдет, необходимо приобрести гайки со сферическим торцом, стыкующиеся с ответной частью обода.

Кроме улучшения внешнего вида автомобиля, существует еще одна причина, заставляющая менять 1 гайку из 5 на специальную, крутящуюся только эксклюзивным ключом. Причина кроется в высокой стоимости автомобильной резины и хранении самой машины под открытым небом во дворе, как это часто случается в городах. Чтобы шины банально не украли ночью, на машину ставится 1 хитрая гайка-секретка.

Плюсы и минусы секретного крепежа

Чтобы вашу Шевроле Ниву не «разули» на следующую ночь после установки новой резины, на каждое колесо рекомендуется поставить по 1 секретной гайке. Как бы ни развивались новые технологии, но более надежных средств от кражи скатов пока не придумали. Отсюда первый и главный плюс секретки: такой крепеж поможет сберечь от воров куда более дорогое имущество, чем стоит сам.

Современные секретки не ровня первым, появившимся в далекие советские времена. Они совершеннее конструктивно и отличаются эстетичностью, что немаловажно. Деталь представляет собой удлиненную гайку с переходником под индивидуальный ключ. Если к ней подобрать декоративный крепеж закрытого типа такой же длины, то колесо в целом будет выглядеть вполне эстетично.

Читайте также:  Снятие двигателя рено меган 2

Секретное крепление очень полезно для запасного колеса Шевроле Нивы, прикрученного к кронштейну на задней двери обычными гайками, а потому самого уязвимого для воров. Для откручивания секреток изготавливаются такие разновидности ключей:

Чтобы за гайку нельзя было ухватиться газовым ключом и другими подобными инструментами, секретка сверху оборудована вращающейся втулкой (обечайкой), а место под ключ находится в углублении. В дешевых изделиях и подделках обечайка может отсутствовать, поэтому такие гайки покупать нельзя. Недостатки у секреток такие:

  • слабоват момент затяжки, поэтому остальные гайки должны держать надежно;
  • любой хитрый крепеж можно открутить, если у вора будет для этого время и возможность;
  • необходимость всегда иметь с собой ключ и не забывать ни при каких обстоятельствах.

Последний недостаток — настоящий бич забывчивых водителей. При проколе ската выходов 2: ехать за ключом либо вызывать эвакуатор, иначе колесо не снять.

Колеса практически всех колесных транспортных средств, тракторов и иной техники монтируется на ступицу с помощью резьбовых шпилек и гаек. О том, что такое гайка колеса, какие типы гаек сегодня находят применение, как они устроены, а также об их подборе, замене и эксплуатации — читайте в этой статье.

Что такое гайка колеса?

Гайка колеса (колесная гайка) — резьбовое крепежное изделие для жесткого монтажа колеса на ступицу; гайка специальной конструкции и формы, оптимизированной для надежного прижима колесного диска к ступице.

Гайки используются на транспортных средствах, колеса которых монтируются на шпильки или закладные болты, установленные с обратной стороны ступицы. Одно колесо крепится комплектом гаек в количестве от четырех до десяти штук и более. От качества гаек и надежности их монтажа в заметной степени зависит безопасность автомобиля, поэтому при поломке или потере даже одной гайки ее необходимо менять. А чтобы сделать верный выбор и замену гаек, необходимо разобраться в их конструкции и особенностях.

Типы и конструкция гаек колес

Все гайки колес, независимо от типа, имеют принципиально одинаковую конструкцию. В общем случае это шестигранная деталь со сквозным центральным отверстием или глухим каналом, в котором нарезана резьба. Наружная часть гайки имеет фаску, тыльная (прилегающая к диску) — плоская, коническая, сферическая или иная, о чем сказано ниже. Дополнительно гайки могут комплектоваться шайбами или несъемными фланцами. Сегодня гайки чаще всего изготавливаются методом холодной объемной штамповки из легированных сталей, на изделия дополнительно наносятся электролитические антикоррозионные покрытия на основе цинка, хрома, никеля, кадмия или меди.

Современные колесные гайки отличаются конструкцией, типом опорных поверхностей и применимостью.

По конструкции гайки бывают двух типов:

  • С открытой резьбой (обычные);
  • С закрытой резьбой (колпачковые).

Изделия первого типа — обычные гайки со сквозным отверстием, в котором нарезана резьба. Изделия второго типа выполнены в виде колпачков, внутри которых выполнен глухой резьбовой канал. Колпачковые колесные гайки обеспечивают защиту резьбы от негативных воздействий окружающей среды и придают эстетический вид всему колесу.

При этом гайки могут иметь наружную поверхность под различный тип ключа:

  • Стандартные гайки — наружный шестигранник;
  • Нестандартные гайки — колпачковые под внутренний шестигранник, под ключи TORX и другие;
  • Гайки под специальный ключ («секретки»).

По конструкции опорной поверхности гайки (поверхности, которой изделие при монтаже опирается на колесный диск, обеспечивая его прижим) делятся на четыре стандартных типа:

  • Тип A — опорная поверхность выполнена в виде сферического фланца большего диаметра, чем сама гайка. Разделяются на тип A с резьбой М12–М20 (уменьшенной высоты) и на тип А с резьбой М22 (увеличенной высоты);
  • Тип B — опорная поверхность выполнена в виде плоского фланца большего диаметра, чем сама гайка;
  • Тип C — опорная поверхность выполнена в виде усеченного конуса с уменьшающимся к вершине диаметром;
  • Тип D — опорная поверхность выполнена в виде невыпадающей упорной шайбы с плоским основанием большего диаметра, чем сама гайка.

В отдельную категорию выделяются конусные гайки «европейского» типа — их опорная поверхность выполнена в виде конического фланца увеличенного диаметра. Они не стандартизированы в России, но находят самое широкое применение.

Также существуют и различные нестандартные гайки:

  • Стопорные гайки — изделия с плоской упорной поверхностью, идущие в комплекте с рифлеными шайбами (одной или двумя), предотвращающими самопроизвольное отворачивание крепежа;
  • Гайки увеличенной длины — изделия, имеющие схожую со стандартным крепежом конструкцию, но отличающиеся увеличенной длиной;
  • «Юбки» — гайки с увеличенной длиной резьбовой части, используемые для монтажа литых дисков с глубокими колодцами под крепеж;
  • Гайки других форм.

По применимости гайки колес делятся на несколько групп по стороне установки на транспортное средство и возможности применения с тем или иным типом колесных дисков.

Читайте также:  Сколько масла в коробке кия спектра

По стороне установки на ТС гайки бывают:

  • Универсальные;
  • Для левой стороны (с «правой» резьбой);
  • Для правой стороны (с «левой» резьбой).

Универсальные гайки имеют нормальную («правую») резьбу, они используются для монтажа всех колес легковых, коммерческих и многих грузовых автомобилей. Такие же гайки используются для монтажа колес на левой стороне (по ходу движения) грузовых автомобилей, а гайки с «левой» резьбой удерживают колеса с правой стороны. Такое применение гаек предотвращает их самопроизвольное раскручивание при движении транспортного средства.

Наконец, гайки изготавливаются для применения на различных типах колесных дисков:

  • Для штампованных дисков;
  • Для литых (легкосплавных) и кованых дисков.

Гайки для литых дисков имеют увеличенную опорную поверхность конической или сферической формы, которая обеспечивает наилучшее распределение нагрузки по диску и препятствует его деформации. Кроме того, сегодня существует огромное многообразие специальных гаек для литых дисков с различными декоративными эффектами, которые широко используются в сфере автотюнинга.

Гайки-секретки

В отдельную категорию выделяются так называемые «секретки» (или гайки под спецключ) — гайки специальной конструкции, которые предотвращают (или, по крайней мере, снижают вероятность) несанкционированное откручивание гаек и кражу колес с транспортного средства. Как правило, на колесо устанавливается одна секретка взамен одной из штатных гаек, поэтому на автомобиль достаточно комплекта из четырех или шести (в зависимости от количества осей) таких изделий.

Во все секретки заложен один принцип — это гладкие гайки, которые можно закрутить и открутить только с помощью специального ключа, идущего в комплекте. В простейшем случае защита обеспечивается сложной (не шестигранной) формой наружной поверхности гайки, наиболее совершенные секретки имеют скрытую поверхность под ключ и защиту от отворачивания пассатижами (наружный конус, наружную поворотную поверхность и другие).

По характеристикам секретки идентичны обычным колесным гайкам.

Характеристики колесных гаек

Из основных характеристик гаек колес можно выделить:

  • Размер и направление резьбы;
  • Размер под ключ;
  • Класс прочности.

Гайки типов A, B и C выпускаются с шестью размерами резьбы — М12 с мелкой резьбой (с шагом 1,25 мм), М12, М14, М18, М20 и М22 с шагом резьбы 1,5 мм. Гайки типа D, предназначенные для грузовых автомобилей, имеют резьбу М18, М20 и М22 с шагом 1,5 мм. При этом направление резьбы может быть правым и левым. Соответственно, размер под ключ у колесных гаек может составлять 17, 19, 24, 27, 30 и 32.

Гайки для обеспечения надежности и возможности закручивания с необходимым усилием без деформаций должны иметь класс прочности 8 или 10 (а гайки с невыпадающей опорной шайбой — не менее 10). Это достигается применением определенных сортов стали и (иногда) дополнительной обработкой готового изделия.

Все выпускаемые в России колесные гайки по конструкции и характеристикам должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53819-2010 и ряда других смежных стандартов. Многие зарубежные автопроизводители используют собственные стандарты на крепеж, поэтому их гайки по конструкции могут отличаться от описанных выше.

Правильный выбор и замена гаек колес

Со временем колесные гайки деформируются, становятся менее прочными или просто теряются при неправильном монтаже — во всех этих ситуациях необходимо установить новый крепеж. На замену необходимо выбирать гайки того же типа и с теми же характеристиками, что были установлены ранее — только так крепеж гарантированно подойдет.

Если же была произведена замена колесных дисков, то гайки нужно подбирать под них. Так, вместе с обычными стальными штампованными дисками используются стандартные конусные, сферические или плоские гайки. С дисками грузовых автомобилей (в том числе и с дисками стандартов Евро) в последнее время все чаще используются гайки с невыпадающей упорной шайбой. А для литых дисков следует выбирать соответствующие гайки с опорной поверхностью увеличенной площади или специальные гайки.

Особое внимание нужно уделять выбору гаек для грузовых автомобилей — здесь всегда следует помнить, что на правой стороне диски крепятся гайками с левой резьбой.

С осторожностью следует выбирать гайки для тюнинга автомобиля. Сегодня рынок предлагает огромное разнообразие крепежа для легкосплавных дисков, однако зачастую эти гайки не соответствуют стандартам по прочностным и иным характеристикам — это чревато поломкой крепежа и авариями.

При установке колеса необходимо соблюдать рекомендации автопроизводителя по затяжке гаек — учитывать очередность и усилие затяжки. Как правило, гайки затягиваются крест-накрест с таким усилием, которое обеспечивало бы надежное крепление колеса и не деформировало бы диск. При слабой затяжке возможно самопроизвольное отворачивание гаек, также происходит интенсивный износ шпилек и отверстий колесного диска. При чрезмерной затяжке возможна деформация диска и повышается вероятность возникновения трещин и других повреждений.

Только при правильном подборе и монтаже колесных гаек автомобиль будет устойчив на дороге и безопасен в различных ситуациях.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector