No Image

Схема задержки выключения реле на 12 вольт

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Сейчас практически у каждого видеорегистратора есть функция задержки отключения. Задействуется она благодаря трём проводам, выходящим из корпуса устройства. Также как у автомагнитолы: красный провод подключается к цепи питания аксессуаров AAC, желтый «дежурный» провод соединяется с аккумуляторной батареей, естественно через предохранитель, ну а черный цепляется на массу автомобиля.

Есть небольшой нюанс в том, что лучше красный провод подключать к цепи зажигания IGN1, чтобы видеорегистратор не отключался при запуске мотора. К контакту IGN2, который есть в некоторых иномарках, подключаться не надо, поскольку на нём тоже пропадает напряжение при работе стартера.

Но сейчас речь не об этом. Вот в чем дело, даже отключенный видеорегистратор, так сказать в режиме ожидания, все равно потребляет электричество. И это происходит через дежурный, постоянно подключенный к батарее проводок. Вроде немного, всего около 50 мА, но для небольшого аккумулятора малой емкости это критично. А если оставить машину безвыездно на месяц, то и вовсе катастрофа.

Проблему можно решить, если выходя из машины отключить видеорегистратор полностью. А это значит отсоединить все провода от цепи питания, через замок зажигания, тумблер, всё равно как. Можно даже предохранитель вытянуть. Но дополнительный «дежурный» проводок питания не просто так придуман. И не зря у видеозаписывающего устройства есть продвинутая функция задержки отключения. Отключишь разом видеорегистратор от питания, и он не успеет сохранить последнюю запись, а скорее всего попросту зависнет.

Знакомая ситуация? И вот что можно сделать: отключать дежурную цепь питания виорегистратора не сразу, а с задержкой. Конечно же, понадобится электромеханическое реле. Для такого слабомощного устройства как видеорегистратор или навигатор подойдет самое маленькое с немощными контактами. Главное чтобы работало от 12 В. Остается только поискать мелочные электронные детали.

Вот простая схема реле с задержкой отключения.

Управляющее 12 В снимается при повороте замка зажигания, реле ещё остается включенным за счет заряженного конденсатора, ток от которого удерживает открытым ключевой транзистор.

Читайте также:  Замена подвесного газ 31105

В этой схеме конденсатор С1и резистор R2 подобраны так, чтобы реле после снятия управляющего 12 В от замка зажигания продолжало ещё работать где-то 30 секунд.

Очевидно, что здесь применено большое автомобильное реле, поскольку поставлен слишком мощный биполярный транзистор КТ829, составной в металлопластмассовом корпусе ТО-220. Можно обойдись менее мощным и более дешевым транзистором обратной проводимости КТ817 или КТ815, если найдете на какой-то плате микрорелюшку на 12 В. Её небольших контактов будет достаточно для включения, отключения видеорегистратора или навигатора. А маленьким герконовым реле с сопротивлением катушки более 1 КОм вполне возможно управлять даже транзистором КТ315. Можете применить аналоги транзисторов. Хотя предложенные детали являются очень распространенными.

Конденсаторы на 1000 мкФ имеют довольно большие размеры, а видеорегистратору достаточно всего 5 секунд чтобы сохраниться. Поставив конденсатор малой емкости, и применив заодно небольшое реле с килоомной катушкой, можно уменьшить собранную схему.

Вот усовершенствованная схема задержки отключения видеорегистратора.

Дополнительно диод D2 параллельно катушке реле понадобился для снятия обратного тока при коммутации транзистора. Так как у маленького, немощного реле катушка намотана тончайшей проволокой, которая перегорает даже от миллиамперных скачков.

В итоге, даже после доработки схема задержки отключения осталась очень простой и дешевой. Её запросто можно собрать на маленькой макетной плате.

На рисунке показана схема узла универсальной задержки выключения любого устройства.

Принципиальная схема

Непосредственно коммутирует нагрузку реле К1. Его группы контактов рассчитаны на управление маломощной нагрузкой с током до 0,2 А.

Для коммутации более мощных потребителей энергии, например для коммутации активной нагрузки в сети 220 В придется вводить в схему более мощное реле таким образом, чтобы контакты К1 подавали питание на дополнительное реле, а оно своими контактами коммутировало нагрузку.

Рис. 1. Принципиальная схема реле времени на двух транзисторах.

Схема не требует настройки и начинает сразу стабильно работать. Этот компактный узел можно вмонтировать в любой промышленный корпус или прибор (холодильник, электронагреватель и т.д.).

Читайте также:  Установка старлайн а91 на гранту

В представленном виде — это готовое простое устройство, способное управлять светом в прихожей, коридоре, подсобном помещении, на лестнице — везде, где требуется локальное включение освещения с автоматическим выключением.

Смещение, задаваемое через резистор R2 на базу транзистора VT1, не открывает его, но держит в состоянии ожидания. Включение однотипных транзисторов по схеме эмиттерного повторителя позволяет им реагировать даже на минимальный ток на входе. Благодаря этому удалось с применением небольшой емкости оксидного конденсатора С1 добиться длительной задержки (при напряжении питания 11 В, С1 = 4000 мкФ, R3 = 47 кОм) — до 5,5 мин.

Задержка выключения зависит от емкости С1, его марки и устойчивости к изменению температуры окружающей среды (ТКЕ — температурный коэффициент емкости). Диод VD1 препятствует броскам напряжения через обмотку реле при его включении и устраняет дребезг контактов К1.

Запуск схемы задержки осуществляется кратковременным замыканием контактов переключателя S1. Через резистор R1 конденсатор С1 зарядится до состояния насыщения и это напряжение откроет транзисторы VT1, VT2. Реле К1 включит нагрузку.

После размыкания контактов S1 транзисторы будут открыты и реле К1 включено до тех пор, пока конденсатор С1 не разрядится до напряжения менее 0,3 В. Тогда транзисторы закроются и реле К1 обесточится.

Детали

Все постоянные резисторы в схеме типа МДТ-0,5, оксидный конденсатор С1 типа К50-20 или фирмы TESLA. Диод VD1 препятствует дребезгу контактов реле и броскам обратного тока через обмотку К1 в моменты включения/отключения. Реле К1 — любое на напряжение срабатывания 6. 10 В.

Транзисторы можно заменить на МП16, МП26, МП39-МП42, КТ361, КТ502, КТ3107 с любым буквенным индексом. Переключатель S1 любой. Провода соединения переключателя S1 со входом схемы должны иметь минимальное сопротивление. Удобно использовать провода МГТФ-1.

Устройство проверено длительной эксплуатацией в круглосуточном режиме при длине проводов 3,5 м. К примеру, аналогичная схема, построенная на чувствительном элементе микросхемы с технологией МОП (К561ЛА7), работала бы не стабильно из-за наводок (помех), создаваемых в проводах такой длины.

Читайте также:  Давление в передних шинах легкового автомобиля

Напряжение питания узла можно изменять в широких пределах — от 5 до 25 В (верхний предел необходимо согласовать по справочнику с применяемыми транзисторами и пропорционально увеличить сопротивление резисторов R1, R2). Источник питания может быть нестабилизированным.

При замыкании контактов переключателя S1 во время еще не закончившейся разрядки конденсатора С1 время задержки выключения увеличивается еще на 5 мин.

Литература: А. П. Кашкаров, А. Л. Бутов — Радиолюбителям схемы, Москва 2008.

Предлагаю простую схему устройства управления ближним светом или ходовыми огнями автомобиля. Водители очень часто при выезде автомобиля с парковки забывают включать ближний свет, а при остановки и уходе забывают выключить, что грозит разрядом аккумуляторной батареи. Устройство включает ближний свет автоматически спустя 8-10 сек. Схема доступна для повторения даже начинающему радиолюбителю, содержит мало радиоэлементов и надёжна в работе.

Рассмотрим работу схемы:

При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле. Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.

Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.

Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов, ещё чем больше его ёмкость тем дольше задержка включения реле, а соответственно и света. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.

Также можно подключить и простое пятиконтактное автомобильное реле.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector