No Image

Шпилька или болт что лучше

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
11 марта 2020

К сожалению, болтокомплекты из коррозионно-стойких сталей по ГОСТ ISO 3506–2014 в некоторой степени склонны к заеданию.

Обусловлено это несколькими факторами:

— культурой производства монтажных работ,

— механическими свойствами нержавеющих сталей,

— природой их коррозионной стойкости.

Поэтому исключить заедание резьбы в болтокомплектах из коррозионно-стойких сталей позволят:

— соблюдение требований действующих стандартов к их монтажу,

— и при необходимости специальные антифрикционные смазки.

Ниже рассмотрим каждый из негативных факторов, которые увеличивают склонность крепёжных изделий к заеданию.

1. Культура производства монтажных работ.

Нередко заедание в резьбе вызывают общепринятые для всех резьбовых соединений причины:

— небрежная посадка гайки на болт,

— повреждение или деформация профиля резьбы,

— загрязнение резьбы перед монтажом,

— превышение допустимого крутящего момента при затяжке резьбового соединения.

Любой из этих случаев значительно увеличивает риск заедания резьбы, обусловленный свойствами коррозионно-стойких сталей.

2. Механические свойства коррозионно-стойких сталей по ГОСТ ISO 3506-2014.

Крепёж из сталей марки А2 или А4 по ГОСТ ISO 3506-2014 обладает меньшим пределом текучести, чем метизы из обычных углеродистых сталей.

Пластические, невосстановимые, деформации в резьбе у нержавеющего крепежа возникают при гораздо меньших нагрузках.

(подробно механические свойства нержавеющего крепежа описаны на нашем сайте здесь и здесь)

В связи с чем при монтаже нержавеющих болтокомплектов нельзя превышать

момент затяжки, заданный ГОСТ ISO 3506-1–2014:

Превышение разрушающего крутящего момента при монтаже болтокомплектов приводит к невосстановимым деформациям в резьбе.

И открутить такое крепление без повреждения элементов крепления уже не представляется возможным.

Для предотвращения заедания при сборке резьбовых соединений рекомендуется использовать инструменты с контролем крутящего момента,

— шуруповёрт или гайковёрт с контролем момента затяжки,

3. Природа самопроизвольного местного сваривания (заедания) аустенитных марок сталей А2 и А4 по ГОСТ ISO 3506-2014.

Их коррозионная стойкость объясняется пассивной плёнкой окисей хрома.

Эта плёнка обладает относительно малой плотностью, например, в сравнении с оцинкованным слоем обычного крепежа из углеродистых сталей.

Поэтому даже незначительное превышение натяжения болтового соединения порой приводит к истиранию защитного пассивного слоя.

Отсутствие оксидной плёнки ожидаемо приводит к холодному местному свариванию – физическому контакту двух чистых металлических поверхностей в области резьбы.

В таком случае дальнейшее закручивание резьбового соединения потребует приложить ещё бóльший момент затяжки.

В результате высокое контактное давление приведёт лишь к увеличению площади сваривания в резьбе.

Эта проблема была изучена в прошлом веке отечественными учёными металлургами.

В частности, в справочнике И.А. Биргера и Г.Б. Иосилевича «Резьбовые и фланцевые соединения»/М.: Машиностроение, 1990, сказано по этому поводу:

«Заедание в соединениях начинается с самопроизвольного местного сваривания, а последующее относительное движение приводит к повреждению поверхности (задиранию).

Образование таких участков холодной сварки обусловлено проникновением частиц одного металла в другой за счёт пластической деформации, причём возникающая связь может быть прочнее внутренних связей в металле при достаточных контактных давлениях в резьбе.

Обычно повышенная склонность к заеданию обнаруживается в соединениях из коррозионно-стойких, кислотоупорных и жаропрочных сталей и сплавов, поскольку они образуют более тонкие оксидные плёнки и хуже адсорбируют молекулярные плёнки других веществ.

В результате нагрузка, при которой появляются задиры, для коррозионно-стойких материалов в 7…10 раз ниже, чем углеродистых сталей.»

Решение проблемы заедания болтов и гаек из аустенитных марок сталей А2 и А4 по ГОСТ ISO 3506-2014.

В отечественных нормативных документах не регламентированы свойства или какие-либо требования к их монтажу, предупреждающие заедание резьбы в болтокомплектах из коррозионно-стойких сталей.

Мы рекомендуем учитывать требования Европейской Ассоциации развития нержавеющих сталей – Euro Inox.

Читайте также:  Набор головок для автомобиля

Способы предупреждения заедания болтокомплектов из коррозионно-стойких сталей заданы в Справочнике Euro Inox,

10 том «Возведение и устройство зданий из коррозионно-стойких сталей», глава 14:

«Крепёжные изделия из коррозионностойких сталей необходимо хранить в чистоте.

Избегать попадания на резьбу: сажи, различных абразивных материалов и особенно песка. При необходимости отчищать резьбу от грязи.

Избегать повреждения резьбы.

Способы предупреждения заедания резьбовых соединений:

Используйте крепёжные изделия с накатанной резьбой.

Резьба, полученная путём накатки в рамках промышленного производства, имеет ощутимые преимущества перед резьбой, нарезанной при помощи токарного оборудования.

Крепёжные изделия с накатанной резьбой имеют более равномерную поверхность по прочности, твёрдости.

Соблюдайте крутящий момент при затягивании резьбового соединения.

Нарушение предельно допустимого момента затяжки винта, болта или гайки приведёт к пластическим деформациям резьбы.

И повлечёт за собой заедание резьбового соединения.

Во избежание этого используйте инструмент с контролем момента затяжки, например: динамометрические монтажные ключи.

Используйте антифрикционные смазки, специально предназначенные для предотвращения заедания в резьбе.

Такие смазки заметно снижают эффект заедания болтовых соединений.

Используйте специально предназначенные для этого консистентные смазки.

Которые значительно снижают силу трения при затягивании болтового соединения из вязких металлов

BEST-Крепёж поставляет крепёжные изделия только промышленного производства с накатанной резьбой.

Для предупреждения заедания резьбовых изделий инженеры ОТК нашей компании проверяют геометрию резьбы на соответствие ГОСТ 24705-2004 (ИСО 724:1993) калибрами допускового контроля.

Вся поступающая к нам продукция проходит строгий входной контроль.

Партия товара, с частичным наличием изделий, не удовлетворяющих нормативным требованиям, в частности:

— химический состав стали,

— или механические свойства (прочность/твёрдость)

не допускается к продажам в полном объёме.

Как видно из приведённых авторитетных источников, соответствие резьбы требованиям стандартов ещё не даёт гарантии исключения возможности заедания резьбы из аустенитных сплавов.

Такова природа нержавеющих сталей.

Гарантировано исключить заедание резьбы в болтокомплектах из коррозионно-стойких сталей позволяют лишь специальные антифрикционные смазки.

Остались вопросы?

Задайте их нашему техническому специалисту, мы ответим на них в течение 1-2 рабочих дней!

Основные типы болтов

В соответствии с ГОСТ 27017-86 «Изделия крепежные. Термины и определения» болтом называется крепежное изделие в форме стержня с наружной резьбой на одном конце, с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия в одном из соединяемых изделий. Отметим, что похожее определение в стандарте получает и винт: крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом.

Полной ясности в вопросе, чем отличается болт от винта, нет до сих пор. Например, иногда признаком болта считают неполную резьбу, хотя существуют болты и с полной резьбой. Если резьба выполнена не по всей длине болта, то диаметр гладкой части стержня примерно такой же, как и диаметр резьбы, измеренный на вершинах ее витков. Но бывают и исключения.

Иногда говорят, что болт должен обязательно иметь шестигранную головку. Но, в то же время, болтами называют изделия с полукруглой и потайной головкой. Рассмотрим наиболее популярные варианты болтов, имеющиеся в ассортименте ЦКИ.

Шестигранная головка производится в нескольких модификациях: основная, с опорным выступом, с буртом, с фланцем.

Болты с шестигранной головкой и основной резьбой разделяют на болты с полной (DIN 933) и неполной резьбой (DIN 931) и мелким и сверхмелким шагом резьбы (DIN 960 и DIN 961).

Отдельно могут быть выделены болты с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для высоконагруженных предварительно напряженных резьбовых соединений стальных конструкций DIN 6914.

Читайте также:  Лада приора медленно работают дворники

Болты с уменьшенным размером под ключ отличаются разнообразием исполнений.

Наряду с шестигранными головками болты могут иметь полукруглую головку:

И потайную головку:

К таким болтам устойчиво применяется определение «мебельный». Отчасти это объясняется тем, что некоторые из них широко применяются при производстве мебели. При этом усы и подголовки препятствуют проворачиванию изделия при сборке.

Примерами болтов называемых по назначению являются «откидной» и «приварной».

У откидного болта DIN 444 вместо привычной головки расположена втулка со сквозным отверстием – её еще называют кольцом. Как правило, втулка сидит на оси и болт вращается вокруг нее. Толщина кольца и длина резьбы в конструкции могут варьироваться.

Приварной болт вообще мало похож на болт. На месте головы у него расположен маленький цилиндрический выступ. Часто это изделие называют ещё шпилька приварная.

Именно он обеспечивает стыковую сварку болта и основания. Вместо цилиндра с резьбой привариваться могут и другие внешние элементы.

Под формальное наименование «болт» попадают также болты анкерные и призонные.

Анкерные болты предназначены для замуровывания в бетон. Их стержень имеет резьбу на одном конце – том, который выходит наружу. Форма другого конца может быть разной.

Его задача – обеспечить максимальное сопротивление вырыву анкера из основания. Поэтому второму концу придают расширяющуюся форму. При установке болта эта часть опускается в шурф и заливается бетоном.

Призонный болт – это болт, диаметр гладкой части стержня которого обеспечивает его установку по посадке без зазора в точно обработанное отверстие. Для этого резьбовая часть исполняется заведомо меньшего диаметра.

«Призонный» болт DIN 609 — это искаженное «прецизионный», то есть высокой точности. Также в качестве призонных применяются «Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности А для отверстий из-под развертки. ГОСТ 7817-80».

Технология производства болтов

Наиболее распространенная технология производства болтов представлена на рисунке ниже.

Классификация винтов

Рассмотрим теперь винты, имеющиеся в ассортименте ЦКИ. Самая большая группа из них – винты общего назначения. Это с ними мы встречаемся ежедневно в быту и на производстве. Все они имеют стержень с полной резьбой (хотя бывают и исключения) и головки различной формы. На головках имеются шлицы или углубления под ключ разного типа.

Другая большая группа винтов – винты установочные. Название пошло от их назначения. В своем большинстве они предназначены для точной установки и фиксации деталей в механизмах. Для этого на своих концах они имеют различные выступы или углубления.

По ГОСТ 12414-94 (ISO 4753:1999): «Концы болтов, винтов и шпилек. Размеры» предусматриваются следующие концы установочных винтов:

Привод крутящего момента осуществляется следующими элементами:

В сводной таблице представлены реально существующие, наиболее распространённые сочетания головок и концов установочных винтов с указанием стандарта DIN.

Каждый человек, который когда-либо занимался крепежом различных материалов, наслышан о таких крепёжных изделиях, как болт и шпилька. При этом практически никто из этих людей не задумывался о различиях между данными изделиями.

Болт и его характеристики

Болт – это изделие для крепежа, представлен в виде стержня, который имеет шестигранную головку (бывают и другие виды головок) и наружную резьбу. С помощью гайки или резьбового отверстия образовывает соединения.

Ещё до появления резьбовых соединений болтами называли изделия в форме цилиндра, примером считается арбалетный болт.

В зависимости от того, что именно необходимо скрепить болты разделяют на несколько видов:

  • Откидные.
  • Анкерные.
  • Рым-болты.
  • Болты, которые имеют головку с шестью гранями.
  • Болты, которые имеют головку в форме полукруга.
  • Болты, которые имеют потайную головку.
Читайте также:  Пдд съезд с главной дороги

Основной материал для создания болтов – это нелегированная и легированная сталь.

Для того чтобы закрепить соединяемые детали болт вставляется в сквозное отверстие уже проделанное в этих деталях, после этого на резьбу болта нужно ввинтить гайку и стянуть детали с её помощью. Для предотвращения деформирования деталей или откручивания гайки под неё и под головку болта укладывают разнообразные шайбы.

Изготовление болтов основано на использовании методов горячей и холодной высадки, а также накатки резьбы на специальном оборудовании. Затем производиться термообработка и нанесение покрытия.

Шпилька и её характеристики

Шпилька – это специальное изделие для скрепления деталей, внешне представлено в виде стержня, который имеет наружную резьбу. Соединение образовывается благодаря использованию гайки или резьбового отверстия.

Все конструкции и размеры выпускаемых шпилек стандартизованные.

Номинальный диаметр у шпильки может составлять от 2 до 52 миллиметров с разнообразным сочетанием мелких и крупных шагов до двух метров.

Учитывая вышеуказанные моменты шпильки, бывают следующих видов:

  1. Имеет одинаковую резьбу с обеих сторон.
  2. С двух сторон разная резьба. На одном конце шпильки резьба создана для изделий из дерева, а на другом конце – для металлических изделий. Этот вид шпилек используют в тех случаях, когда нужно в конструкции объединить элементы из различных материалов.
  3. Присутствует шляпка. Подобные шпильки отлично заменяют шайбы и болты.

Кроме того, существуют анкер шпильки. Их используют в тех видах робот, когда необходима качественная фиксация. К примеру, установка перил, подвесных потолков.

Анкер шпилька состоит из нескольких отдельных деталей:

  • Анкерная гильза.
  • Шпилька с коническим концом.
  • Гайка, которая имеет шесть граней.
  • Плоская шайба.

Шпильки создаются из таких материалов, как нелегированная и легированная сталь, как правило, автоматная. Как и в случае с болтами имеется 11 типов прочности.

Для создания шпильки требуется специальный станок-автомат.

Что общего между болтом и шпилькой?

Болт и шпилька обладают следующими общими чертами:

  1. Они являются изделиями для скрепления материалов.
  2. Оба крепёжных материала представлены в виде стержня.
  3. Для изготовления болтов и шпилек используют нелегированную и легированную сталь.
  4. Согласно ГОСТУ, как болты, так и шпильки имеют 11 типов прочности. В обоих случаях самыми прочными считаются классы 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9 – всего 5 классов.
  5. Для того чтобы скрепить изделие болтом или шпилькой необходимо иметь гайку или резьбовое отверстие.

Разумеется, что учитывая тот факт, что болт и шпилька, абсолютно разные крепёжные изделия отличительные особенности у них более фундаментальные.

Основные различия между болтом и шпилькой

Основные различия между данными крепёжными изделиями заключаются в следующем:

  1. Болт по своему внешнему виду – это стержень с шестигранной головкой. Шпилька по своему внешнему виду – это стержень с наружной резьбой.
  2. Болт способен соединить две детали при наличии сквозного отверстия. А шпилька соединяет две детали без наличия сквозного отверстия. Её просто вкручивают в деталь на необходимую длину.
  3. Создание болта осуществляется с использованием нескольких станков, в том числе используются и методы холодной и горячей высадки. Для создания шпильки необходим специальный станок-автомат.

В результате полученной информации можно сделать вывод, что шпилька и болт, абсолютно разные крепёжные изделия и использовать их необходимо в разных целях. К примеру, заменить болт шпилькой и наоборот совершенно невозможно. А если даже человеку удастся это сделать, то надеяться на то, что скреплённый элемент прослужит длительное время не стоит. Сэкономить не получится, поскольку некачественный крепёж придётся переделывать.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector