No Image

Система смазки двигателя ямз 238 д турбо

0 просмотров
11 марта 2020

СИСТЕМА СМАЗКИ двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ

Система смазки двигателя (рис. 14) смешанная — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники

распределительного вала, втулки коромысел, в гулки толкателей, наконечники штанг толкателем, подшипники масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и подшипники качения.

Рис. 14. Схема системы смазки

Масляный насос двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ

(рис. 15). Шестеренного типа, установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух секций — основной и радиаторной.

Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14 (см. рис. 14). В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 12 (рис. 16), который при разности давлений до и после фильтра, равной 1,8- 2,3 кгс/см2 (при загрязнении элемента фильтра), открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет замыкание контактов сигнализатора; в этот момент в кабинете загорается сигнальная лампочка. После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем трущимся парам привода клапанов Из центрального масляного канала по наружной трубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 17).

После фильтра грубой очистки параллельно основной масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1 (см. рис. 14), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10 (см. рис. 14), перепускающим масло в поддон при давлении

на выходе из насоса более 7—8 кгс/см2.

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 5, отрегулированный на давление 0,8—1,2 кгс/см°. Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6. отрегулированный на начало открытия при 5,2—5,4 кгс/см2.

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д

Система смазки двигателя – смешанная, с «мокрым»

картером (рис. 15).

Рис. 16. Масляный насос:

1 – промежуточная шестерня; 2 – ось промежуточной шестерни; 3 – вал-шестерня ведущая; 4 – крышка корпуса; 5 – вал-шестерня ведомая; 6 – корпус; 7 – шестерня привода; 8 – шпонка; 9 – фланец упорный

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью

140 л/мин (рис. 16) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через после- довательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль. Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе. При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.

Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер. Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 — 165 кПа (1,30 — 1,65 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 17). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 — 250 кПа (2,0 — 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора. В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Читайте также:  3Zr fae отзывы о двигателе

Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке – к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе – к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления. Под давлением

смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

Рис. 17. Масляный фильтр:

1 – корпус фильтра; 2 – прок- ладка колпака; 3 – замковая крышка; 4 – колпак фильтра; 5 – фильтрующий элемент; 6 – головка колпака; 7 – прокладка фильтрующего элемента; 8 – плунжер клапана; 9 – пружина клапана; 10 – пружина сигнали- затора; 11 – подвижный контакт сигнализатора; 12 – неподвиж- ный контакт; 13 – клемма

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 — 800 кПа (7,0 — 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490 — 520 кПа (4,9 — 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

Фильтр центробежной очистки масла (рис. 18), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки. Фильтр предназначен для тонкой фильтрации масла. Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора. Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение. Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять. Очищенное масло сливается в картер.

Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала.

Рис. 18. Фильтр центробежной очистки масла:

1 – колпак фильтра; 2, 7 –

шайбы; 3 – колпачковая гайка;

4 – гайка крепления ротора; 5 – упорная шайба; 6 – гайка ротора; 8, 14 – втулки ротора; 9 – колпак ротора; 10 – ротор; 11 – отражатель; 12 – уплотни- тельное кольцо; 13 – прокладка колпака; 15 – ось ротора;

16 – корпус фильтра; 17 – сопло ротора; А – из системы под давлением; Б – слив масла в картер

Система смазки двигателя ЯМЗ-238

Система смазки двигателя (рис.1) предназначена для размещения, очистки и охлаждения масла, подачи очищенного и охлажденного масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения их трения, износа, нагрева и удаления образующихся при этом продуктов износа.

Система смазки двигателя ЯМЗ — смешанная, с "мокрым" картером. Масляный насос через всасывающую трубку с заборником засасывает масло из поддона и подает его в систему через последовательно включенный масляный фильтр.

Система смазки включает:

  • · поддон двигателя
  • · маслозаборник
  • · насос
  • · фильтры очистки масла
  • · масляный фильтр турбокомпрессора
  • · радиаторы
  • · указатель уровня масла
  • · контрольно-измерительные приборы
  • · магистрали и трубопроводы.

Рис. 1. Система смазки двигателя: 1 — воздушно-масляные радиаторы; 2 — перепускной клапан; 3 — фильтр грубой очистки; 4 — центробежный очиститель; 5 — маслозаливная горловина; 6 — вертикальный канал; 7 — центральный вертикальный канал; 8 — фильтр турбокомпрессора; 9 — канал слива масла в поддон; 10 — турбокомпрессор; 11 — центральный горизонтальный канал; 12 — манометр; 13 — поддон; 14 — дифференциальный клапан; 15 — кран отключения радиатора; 16 — предохранительный клапаи; 17 — редукционный клапаи; 18 — маслозаборник; 19 -радиаторная секция иасоса; 20 — основная (нагнетавшая) секция насоса

Читайте также:  Подключение дистанционного управления центральным замком

Поддон двигателя, штампованный из листовой стали, является емкостью для масла. Поддон крепится к нижней части блока цилиндров болтами и уплотняется резиновой прокладкой толщиной 2,5 мм.

Маслозаборник обеспечивает первичную очистку масла и подачу его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления.

Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатого типа установлен на крышке переднего коренного подшипника, состоит он из двух секций основной и радиаторной. Как основная, так и радиаторная секции насоса объединены в одном агрегате и имеют по две шестерни.

Фильтр грубой очистки масла предназначен для 100 %-ной фильтрации масла, подаваемого к трущимся; поверхностям деталей двигателя. При работе двигателя масло по левому каналу поступает в полый центральный стержень 2 (рис.23). Через вырезы в верхней части стержня масло поступает под колпак 4 фильтра и, пройдя фильтрующий элемент 6, попадает во внутреннюю полость фильтра.

Фильтр центробежной очистки масла предназначен для более тонкой очистки масла от механических примесей величиной от 1 мкм, продуктов окисления и осмоления масла. Фильтр включен в систему параллельно и пропускает около 10 % поступающего в систему масла. Производительность фильтра 10 л в минуту при давлении масла 0,49 МПа (4,9 кгс/см2).

Масляный фильтр турбокомпрессора предназначен для 100%-ной фильтрации масла, подаваемого из центрального горизонтального масляного канала двигателя к подшипникам турбокомпрессора. Он установлен на правом воздушном коллекторе в задней части и закреплен болтами.

Масляные радиаторы. В масляной системе двигателя установлено два воздушно-масляных радиатора трубчатой конструкции, которые соединены между собой последовательно. На автомобиле КрАЗ-643701 (двигатель ЯМЗ-238Ф) радиаторы должны быть включены постоянно в связи с тем, что масло в указанном двигателе используется для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора и таким образом более интенсивно, чем на других моделях, участвует в отводе тепла из термонапряженных зон двигателя. Отключение радиаторов производится краном, установленным с левой стороны блока.

Система смазки двигателя ЯМЗ-238 — смешанная, с «мокрым» картером (рис. 1).

Рис. 2. Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-238 с односекционным масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником: 1 — масляный картер; 2 — маслозаборник; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — жидкостно-масляный теплообменник; 6 — масляный фильтр; 7 — перепускной клапан; 8 — сигнальная лампа фильтра; 9 — фильтр центробежной очистки масла; 10 — распределительный вал; 11 — ось толкателей; 12 — коленчатый вал; 13 — дифференциальный клапан; 14 — форсунка охлаждения поршней; 15 — клапан системы охлаждения поршней; 16 — турбокомпрессор; 17 — перепускной клапан теплообменника; 18 — включатель привода вентилятора; 19 — привод вентилятора; 20 — ТНВД

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 2) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.

Рис. 3. Масляный насос ЯМЗ-238 1 — промежуточная шестерня; 2 — ось промежуточной шестерни; 3 — вал-шестерня ведущая; 4 — крышка корпуса; 5 — вал-шестерня ведомая; 6 — корпус; 7 — шестерня привода; 8 — шпонка; 9 — фланец упорный

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе.

Читайте также:  Разрешенный ксенон на ваз

При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.

Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней ЯМЗ-238 поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер.

Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 — 165 кПа (1,30 — 1,65 кгс/см2).

Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 3).

Рис. 3. Масляный фильтр ЯМЗ-238: 1 — корпус фильтра; 2 — прокладка колпака; 3 — замковая крышка; 4 — колпак фильтра; 5 — фильтрующий элемент; 6 — головка колпака; 7 — прокладка фильтрующего элемента; 8 — плунжер клапана; 9 — пружина клапана; 10 — пружина сигнализатора; 11 — подвижный контакт сигнализатора; 12 — неподвижный контакт; 13 — клемма

В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 — 250 кПа (2,0 — 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.

К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.

В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора.

Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтр или масло имеет большую вязкость (например, при пуск двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-238 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке — к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала ЯМЗ-238 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе — к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса ЯМЗ-238.

Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса ЯМЗ-238 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 — 800 кПа (7,0 — 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-238 включен дифференциальный клапан, отрегулированный начало открытия 490 — 520 кПа (4,9 — 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

смазка двигатель насос радиатор

Рис. 4. Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238

1 — колпак фильтра; 2, 7 — шайбы; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка крепления ротора; 5 — упорная шайба; 6 — гайка ротора; 8, 14 — втулки ротора; 9 — колпак ротора; 10 — ротор; 11 — отражатель; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — прокладка колпака; 15 — ось ротора; 16 — корпус фильтра; 17 — сопло ротора; А — из системы под давлением; Б — слив масла в картер

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238 (рис. 4), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки.

Фильтр ЯМЗ-238 предназначен для тонкой фильтрации масла.

Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора.

Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение.

Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять.

Очищенное масло сливается в картер.

Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector