No Image

Сизый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Неисправности, связанные с силовым агрегатом и топливной системой автомобиля, можно с высокой степенью точности диагностировать по некоторым внешним симптомам. Изменение технического состояния мотора и появление серьезных проблем нетрудно отследить по окрасу выпускных газов. Различный цвет дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя указывает на попадание в цилиндры технологических жидкостей либо подачу слишком обогащенной горючей смеси. Нужно лишь уметь различать оттенки выхлопа и сопоставлять с другими признаками.

Выхлоп исправного мотора

Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.

Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:

  1. Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
  2. Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
  3. При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
  4. В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.

Важно! Четко установить характер неисправности мотора по цвету дыма невозможно без анализа вторичных признаков. О протекающих внутри цилиндров процессах многое скажут свечи зажигания – состояние и окрас электродов поможет точнее выявить источник проблемы.

Определение неполадок по цвету дымовых газов

Существует 3 аномальных расцветки выхлопа, указывающих на неполадки силового агрегата машины:

  1. Синий либо сизый дым из выхлопной трубы говорит о забросе в камеры сгорания моторного масла.
  2. Непрозрачный белый дым – это пар, образующийся при попадании в цилиндры значительного объема воды или охлаждающей жидкости.
  3. Выбросы черного цвета и хлопьев сажи свидетельствуют о переобогащении горючей смеси.

В редких случаях отработанные газы приобретают красноватый оттенок. Причина – добавление в бензин различных присадок либо щадящей промывки. Явление не относится к симптомам неисправности двигателя.

Чтобы точно обнаружить источник возникшей проблемы, необходимо подробнее рассмотреть каждый случай и произвести дополнительную диагностику.

Темно-сизый выброс

Если в процессе работы двигателя в камеры сгорания забрасывается масло, на выходе выпускного тракта наблюдаются клубы синего цвета. Интенсивность и густота дыма зависит от количества проникающей смазки. Режим эксплуатации роли не играет – сизые выбросы видны на любых оборотах и при различных нагрузках.

Неисправность сопровождается увеличенным расходом моторного масла и появлением толстого слоя нагара на электродах свечей зажигания. Поскольку смазка уплотняет щели и повышает компрессию, рабочее давление в цилиндре возрастает, отчего доля жидкой смазки пробивается сквозь уплотнительное кольцо и резьбовую часть свечки.

Попадание масла в камеры и синий дым на выходе выхлопной трубы возникает из-за нескольких причин:

  • выработали ресурс маслоотражающие колпачки (сальники клапанов), смазка стекает по клапанным штокам в зону горения;
  • критическое истирание поршневых колец – основных (компрессионных) и маслоотражающих;
  • в результате выработки гильзы приобрели эллиптическое сечение, тогда поршневые кольца неспособны остановить проникновение масла снизу, со стороны картера;
  • после перегрева мотора кольца получили отпуск, потеряли упругость и перестали прилегать к стенкам цилиндров;
  • заброс возможен через глубокие царапины на рабочей поверхности гильз.

Примечание. На моторах с наддувом причиной расхода и проникновения масла в камеры зачастую становится неисправная турбина. Системы смазки двигателя и нагнетателя объединены и в случае износа сальников турбина кидает масло вместе с воздухом. Иное дело – компрессор, представляющий собой отдельный агрегат.

Как точно определить поломку:

  1. Выверните свечи зажигания и убедитесь в наличии масляного нагара на электродах. Заодно определите, в какой цилиндр масло забрасывается сильнее.
  2. Измерьте компрессию во всех цилиндрах в 2 этапа – «на сухую» и с добавкой 30–50 грамм моторной смазки. Если давление вырастет, проблема наверняка кроется в износе цилиндропоршневой группы. В противном случае снимайте клапанную крышку и проверяйте колпачки – маслоотражатели.
  3. При работающем на холостом ходу моторе отключите от воздушного патрубка шланг вентиляции картера. Если оттуда повалит сизый дым, готовьтесь к замене колец либо капитальному ремонту силового агрегата. При отсутствии окрашенных газов меняйте сальники клапанов.

Когда раскаленные газы под высоким давлением прорываются через изношенные кольца в картер, масляные пары проникают в патрубок вентиляции, а оттуда – на дроссельную заслонку. Если снять участок воздуховода от фильтра, внутри обнаружится масло, а на дросселе – черный нагар.

Сизый дым, постоянно вырывающийся из выхлопной трубы дизельного двигателя, говорит о проблеме того же рода – повышенном угаре масла. Поиск неисправности выполняется аналогично диагностике бензинового мотора.

Густой белый пар

Высокое содержание испарений в выпускных газах свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Побочные признаки неполадки выглядят следующим образом:

  • электроды свечей зажигания чистые, без нагара, на резьбовой части может наблюдаться влага;
  • если запустить двигатель и поднести к срезу трубы белую бумагу, на ней появится мокрое пятно без следов сажи и смазки;
  • уровень жидкости в расширительном бачке снижается;
  • меняется поведение автомобиля в процессе езды – падает мощность, ощущаются рывки.

Важный момент! Если из выхлопной трубы идет белый дым, а уровень в расширительной емкости увеличился, имеет место смешивание антифриза с маслом. Последнее пробивается в систему охлаждения под воздействием давления, создаваемого поршнями. Аналогичная картина наблюдается в картере – вместо чистой смазки в поддоне появится пенная эмульсия.

Вода либо антифриз затекает в цилиндры работающего мотора тремя путями:

  • через поврежденную прокладку между головкой и блоком двигателя;
  • сквозь пробитую прокладку коллектора, работающего на впуск топливной смеси;
  • через трещину, образовавшуюся в самой головке вследствие критического перегрева либо гидравлического удара (дефект характерен для дизельных агрегатов).
Читайте также:  Как убрать потертости на кузове автомобиля

Убедиться в проникновении тосола внутрь камер сжигания довольно просто. Проверьте состояние электродов на свечах зажигания и уровень технологических жидкостей – антифриза и моторной смазки, изучите их цвет и консистенцию. Также не помешает снять клапанную крышку – на постели распределительного вала можно обнаружить белый налет от водно-масляной эмульсии. Самый точный диагноз устанавливается только после разборки силового агрегата – демонтажа ГБЦ.

Какие бы ни были причины белого дыма, продолжать эксплуатировать машину категорически не рекомендуется. Поломку следует устранить немедленно, иначе вы рискуете довести мотор до капитального ремонта.

Черный дым с хлопьями сажи

Выбросы подобного рода образуются при неполном сжигании горючей смеси. Доля бензина или солярки в ней слишком велика, поэтому часть топлива просто вылетает в трубу в виде черной сажи. Неполадка сопровождается следующими вторичными признаками:

  • расход топлива существенно возрастает;
  • электроды свечей покрываются черным налетом, ухудшающим искрообразование;
  • двигатель «захлебывается», снижается мощность, падает разгонная динамика;
  • при резком нажатии педали газа из трубы вырываются клубы черного дыма.

Аналогичные симптомы проявляются на дизельных моторах. Переизбыток солярки или бензина в составе топливовоздушной смеси возникает по множеству причин, зависящих от типа системы питания. На инжекторе и дизеле встречаются такие неполадки:

  1. Неисправности либо износ форсунок. Клапаны элементов неспособны держать рабочее давление и пропускают топливо внутрь коллектора – форсунка «течет».
  2. Проблемы в системе топливоподачи. Насос развивает чересчур высокое давление или вышел из строя регулятор (он же – перепускной клапан).
  3. Пришел в негодность один из основных датчиков. В подобных случаях электронный блок управления переходит в аварийный режим работы и готовит смесь с избытком топлива.

Примечание. К ключевым датчикам, влияющим на работу контроллера и приготовление смеси, относится измеритель расхода воздуха (либо абсолютного давления), положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Обычно блок управления оповещает водителя о неисправности, включая надпись Chek Engine на приборной панели.

Если черный дым из выхлопной трубы появился на машине с карбюратором, проверяйте такие неполадки:

  • превышение уровня бензина в поплавковой камере по причине выхода из строя игольчатого клапана;
  • износилась резиновая мембрана экономайзера либо насоса – ускорителя;
  • засор воздушного жиклера или канала холостого хода;
  • забит главный воздушный жиклер;
  • дроссельные заслонки истерлись по краям и начали пропускать горючее в коллектор за счет разрежения;
  • разболтались оси дросселей.

Иногда на автомобилях с бензиновыми двигателями бесконтрольное обогащение топливной смеси происходит из-за длительной езды на неисправных свечах зажигания. Бензин, сгорающий в камерах не полностью, уходит в картер, смешивается с маслом и в виде испарений подается через патрубок вентиляции обратно в двигатель. При высокой концентрации топлива в картере давление масла падает, а мотор «задыхается». Проблема устраняется путем замены свечей и моторной смазки.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Появление синего дыма из выхлопной трубы для многих водителей становится полной неожиданностью. Особенно, если это случается впервые. Забегая наперед, сразу скажем, что это является следствием попадания моторного масла в цилиндры двигателя. В чем заключаются причины этого, и что стоит предпринять для устранения проблемы? Попробуем пролить свет на этот вопрос.

Почему дымит синим дымом из выхлопной трубы

Перед тем как диагностировать поломку, необходимо помнить, что количество и цвет дыма и пара из выхлопной трубы зависит от следующих факторов:

  • уровня нагрева двигателя;
  • качества моторного масла;
  • количество оборотов работы двигателя;
  • температура и влажность воздуха.

Обычно количество дыма больше в сырую погоду, поэтому отклонения в его цвете и примесях легче заметить именно тогда.

Цвет самого “синего” дыма может быть разным. Начиная голубым и заканчивая густым насыщенным синим. Однако в любом случае характерной особенностью является его маслянистость. Именно она и позволяет установить причину появления. Такой дым плохо рассеивается в воздухе, а в его составе присутствуют жирные капли, которые буквально вылетают из трубы вместе с газами. В отличие от белого дыма, который вызван появлением в цилиндрах охлаждающей жидкости, синий дым говорит автовладельцу о том, что в камеру сгорания попадает масло.

Кроме непосредственного появления синего дыма из выхлопной системы существует еще ряд косвенных признаков, указывающих на то, что внутрь цилиндра попадает масло:

  • двигатель “троит” (работает нестабильно);
  • значительно возрастает уровень расхода моторного масла (может достигать значения 1 литр на 100 км пробега);
  • быстрый выход из строя свечей зажигания;
  • снижение значения компрессии в одном или нескольких цилиндрах;
  • возможны проблемы с запуском машины в холодную погоду;
  • наличие запаха гари в салоне или вокруг машины.

Как масло попадает в цилиндры

Чаще всего (но не всегда) масло в камеру сгорания попадает одним из двух способов, в частности, через:

  • поршневые кольца;
  • зазор между стержнями клапанов и направляющими втулками;
  • проблемы с турбиной (на турбированных моторах).

Почему масло попадает в цилиндры

В соответствии с приведенной выше информацией можно легко обозначить те детали, неисправности в работе которых привели к появлению синего дыма из выхлопной трубы. В частности, к таким причинам относится:

  • полная или частичная разгерметизация клапана;
  • значительный износ или выход из строя маслосъемного колпачка;
  • появление царапин на поверхности цилиндра;
  • дефекты в работе поршневых колец;
  • изменение геометрических размеров одного или нескольких цилиндров.
Читайте также:  Как проверить версию прошивки

При прогорании или негерметичности клапанов дым становится бело-голубым. Определить неисправность несложно. Для этого нужно измерить компрессию. Она будет незначительна или отсутствовать вовсе. Теперь рассмотрим некоторые из описанных ситуаций.

Износ маслосъемных колпачков

Когда они дубеют или трескаются количество попадающего в цилиндры масла увеличивается на холостом ходу и во время торможения двигателем. В это время во впускном коллекторе возникает большое разрежение. Вследствие этого возникает большая разница давления и масло просачивается в цилиндры и накапливается на стенках в выхлопной системе. В момент когда дроссельная заслонка открывается густота синего дыма с маслом увеличивается.

Дефекты в состоянии цилиндров

Поверхность изношенного цилиндра

Чаще всего это появление задир или различных дефектов на поверхности цилиндра. Из-за них происходит разгерметизация и масло поступает в камеру сгорания. Причинами появления обозначенных дефектов могут быть:

  • Наличие абразивных частиц в масле. Это может быть по причине низкого качества масла, засорения фильтра или значительного пробега машины без замены масла двигателя.
  • Коррозия на кольцах или цилиндрах. Она может возникнуть вследствие разных причин. Одна из распространенных — продолжительная стоянка автомобиля под открытым небом без запуска двигателя.
  • Дефекты во время ремонта двигателя или использование бракованных деталей (в частности, поршни и поршневые кольца).

Изменение геометрии цилиндра

По большому счету это естественный процесс, который происходит постепенно, по мере эксплуатации двигателя. Диагностику необходимо проводить на СТО, поскольку для этого используется специальное оборудование. Замеры проводят по:

  • по двум вертикальным плоскостям;
  • трем-четырем уровням по горизонтали.

Залегание колец

Они также являются частой причиной появления синего дыма из выхлопной трубы. Дело в том, что на поршне существуют отверстия, которые постепенно забиваются подгоревшим маслом. При этом клапана и цилиндры находятся в неплохом состоянии, и лишь коксуются кольца. Причина этого может заключаться в использовании некачественного топлива и/или масла. Из-за этого кольца плохо снимают тепло со стенок цилиндров. Синий дым в этом случае появляется при разгоне машины. При этом компрессия снижается.

Также нарушается работа системы вентиляции картерных газов. Она предназначена для отделения масла и регулирования скорости потока. Соответственно, когда происходит сбой в ее работе, то давление картерных газов повышается.

Причины возникновения синего дыма

Возможные причины синего дыма

Нестандартные причины возникновения синего дыма

Иногда возникает ситуация, когда идет сизый дым из выхлопной трубы нового автомобиля. Чаще всего это происходит при прогреве мотора, а после того как он нагреется, дым исчезает. Причина явления в данном случае заключается в том, что детали нового двигателя еще не притерлись друг к другу. Соответственно, в холодном состоянии между ними остаются зазоры. А после нагрева их геометрия меняется, и все становится на свои места.

Причина дымления дизеля и двигателя с турбиной

Если двигатель вашей машины снабжен турбиной, то возможна другая причина дымления синим дымом из выхлопной трубы. В частности, скорее всего она заключается в износе уплотнений и подшипников ротора компрессора. Если повредилось уплотнение турбины, то диагностика затрудняется тем, что масло попадает в выхлопную систему, где и догорает. Для диагностики просто снимите впускной патрубок турбокомпрессора и загляните вовнутрь. В случае повреждения уплотнения вы увидите лужу масла.

Если ваша машина имеет автоматическую коробку передач (АКПП), то дым с синеватым оттенком может возникать по причине неисправности мембраны ее регулятора в том случае, если имеется вакуумный датчик величины нагрузки. Диагностировать неисправность в этом случае можно по значительному нагару на свечах зажигания. Вы легко узнаете масло, поскольку трансмиссионное масло для АКПП имеет красноватый или желтый оттенок и специфический запах.

Также существует еще ряд более серьезных поломок, которые диагностировать еще проще. В частности:

  • Поломка перемычек между кольцами на поршнях или самих колец. Как правило, это происходит по причине детонации.
  • Если двигатель сильно перегрет, то возможно возникновение деформации юбок поршней. Из-за этого появляется большой зазор между поршнем и цилиндром. А по нему может проникнуть масло с вытекающими последствиями.
  • Деформация шатуна. Такая ситуация может возникнуть, например, от гидроудара или при разрыве ремня и ударе поршня по клапану, который в тот момент был незакрытым.
  • При использовании некачественного масла возможно пригорание или залегание колец в поршневых канавках.
  • Также кольца могут быть завальцованы в тех же канавках в силу длительного калильного зажигания. В этом случае происходит их полное обездвиживание.

Обычно описанные выше дефекты происходят не во всех цилиндрах, а лишь в одном или нескольких. Проще всего начать диагностику с оценки состояния свеч зажигания, а также замера уровня компрессии.

Выводы

Причин, почему из выхлопной трубы идет синий дым, существует не так много. Как правило, проблемы возникают с маслосъемными колпачками, кольцами, цилиндрами. Помните, что использовать машину при этом можно, однако нежелательно, поскольку такая работа двигателя приводит к повышенному расходу горючего и масла, а также к потере мощности вследствие увеличения слоя нагара на клапанах. Если же автомобиль использовать нужно, то делать это нужно бережно, избегая значительных нагрузок на двигатель. Ведь эксплуатация в таких условиях изнашивает и без того “уставший” двигатель и приближает время его капитального ремонта. Поэтому когда дымит синим дымом не затягивайте с диагностикой и ремонтными работами. Зачастую своевременная замена копеечных маслосъемных колпачков сможет предупредить дорогостоящий ремонт более сложных узлов двигателя машины.

Автор: Alex 18 января 2015 Категория: Диагностика неисправностей автомобиля

Времена, когда дизеля дымили давно прошли. Сегодня, вылетевшее облако дыма из выхлопной трубы дизеля, как правило, означает, что с двигателем происходит что-то не так. Мы подскажем, как по цвету и запаху дыма можно определить неисправность дизельного двигателя.

Читайте также:  Куга робот или автомат

Специалисты сходятся во мнении, что полностью исправный дизель не должен дымить. Исключением является ситуация, в которой после долгой езды на низких оборотах двигателя резко нажать на педаль газа.

Также нормально, когда вылетает столб черного дыма из выхлопной трубы дизеля в ситуации, когда автомобиль долгое время не ездил. Нужно еще добавить, что упомянутые случаи касаются единиц, без сажевого фильтра. Все другие ситуации, в которых дизельный двигатель дымит, могут свидетельствовать о неполадках.

Причины черного дыма из глушителя дизельного двигателя

Чем выше обороты двигателя, тем гуще облако черного дыма – этот признак свидетельствует о неполном сгорании топлива в двигателе.

Это чаще всего происходит по двум причинам:

  • В камеру сгорания подается слишком много топлива;
  • Дизельное топливо имеет слишком плохое качество.

По каким причинам в двигатель может подаваться чересчур много топлива? Вот самые главные из них:

  • Износ форсунок, в результате чего топливо, которое должно подаваться под высоким давлением и равномерно распределяться по камере сгорания просто льется в связи с низким давлением впрыска;
  • Неправильная настройка подачи топлива в топливном насосе высокого давления (ТНВД);
  • Чрезмерный износ регулятора оборотов в топливном насосе;

Однако следует добавить, что черный дым может появиться и в результате нехватки воздуха в камере сгорания. Причиной этого может быть засоренный воздушный фильтр или неисправный клапан системы рециркуляции отработавших газов.

Помните, что серый дым указывает на те же неполадки, что и черный, только в этом случае они не такие явные.

Причины синего дыма из выхлопной трубы дизеля

Важен не только цвет и запах выхлопных газов, но и обстоятельства, в которых происходит чрезмерный выхлоп дыма. Тем не менее, дым синего (сизого) цвета в дизеле, обычно свидетельствует к абсолютно другим проблемам, нежели черный, а именно:

  • Неэффективное распределение топлива в камере сгорания;
  • В камеру сгорания попадает моторное масло;

В первом случае синий дым имеет характерный резкий запах. Причиной является то, что в камере сгорания дизельное топливо сгорает не полностью, одна часть несгоревшей солярки просто вылетает из выхлопной трубы в виде пара. Другая часть сгорает в цилиндре, однако уже на самом поршне, что ведет к сильному перегреву головки поршня. В конечном итоге поршень может полностью прогореть или расплавиться.

Причиной неисправности обычно является топливная система дизеля. Чаще всего это топливный насос или форсунки. Если сизый дым появляется в момент прогрева двигателя, то причиной могут быть свечи накала или пониженная компрессия в цилиндрах двигателя.

Во втором случае дым может приобретать цвет от серо-голубого до темно-синего, так как цвет дыма сильно зависит от количества попавшего в цилиндры масла, режима работы двигателя и его температуры. При этом запах масляного дыма – горелый.

Частыми причинами этой неисправности служат: негерметичные поршневые кольца, изношенные сальники клапанов, неисправности турбины или (в худшем случае) вообще общая эксплуатация двигателя.

Почему дизельный двигатель дымит белым дымом?

Не менее дорогостоящего ремонта могут быть неполадки, проявляющиеся клубами белого дыма. Причиной появления белого дыма являются следующие неполадки:

  • Увеличенная влажность в выхлопной системе в момент прогрева двигателя;
  • Неполное сгорание топлива в цилиндрах дизельного двигателя;
  • В камеру сгорания помимо топлива попадает охлаждающая жидкость.

Для первого случая выхлоп белого цвета в момент прогрева дизельного двигателя представляет собой вполне обычное явление. В действительности дым приобретает белый цвет из-за влаги, которая скапливается в выхлопной системе, когда автомобиль стоит. После запуска двигателя одна часть влаги вытекает из выхлопной трубы в виде капель, а другая – начинает активно испаряться, окрашивая выхлоп в белый цвет. После того, как выхлопная система достаточно нагреется, а водяной пар полностью испарится — белый дым, как правило, исчезает.

Во втором случае выхлоп белого цвета появляется в результате несвоевременного воспламенения топлива в камере сгорания. Следует отметить, что данное явление характерно как для исправного двигателя в зимний период, так и неисправного дизеля.

На исправном дизельном двигателе несвоевременное воспламенение рабочей смеси может происходить, когда стенки цилиндра еще не нагрелись до нужной рабочей температуры. Как правило, белый дым сразу же проходит с повышением температуры двигателя и неисправностью не является.

Другой случай, когда белый дым появляется на полностью прогретом двигателе, что в свою очередь указывает на следующие неисправности:

  • Износ плунжерных пар топливного насоса;
  • Неисправность свечей зажигания;
  • Снижение компрессии в цилиндрах;
  • Увеличенное давление впрыска форсунок;

А причиной тому является все та же задержка воспламенения горючей смеси в цилиндрах из-за нарушенного угла впрыска топлива и только на прогретом двигателе. Вследствие таких неисправностей дизель может плохо заводиться, причем как прогретый, так и холодный, подергиваться на холостых оборотах и под нагрузкой или троить.

Также заметно снижается мощность двигателя, уменьшается динамика разгона, повышается расход топлива и увеличивается задержка реакции дизельного мотора на нажатие педали акселератора.

Ну а третий случай самый опасный, особенно для дизельного двигателя в отличие от бензинового мотора. Так как при попадании в цилиндры двигателя охлаждающей жидкости происходит активное образование оксида серы, а это вещество, как известно, пагубно влияет на ресурс двигателя.

Самыми распространенными причинами попадания ОЖ в двигатель являются следующие неисправности:

  • Повреждение прокладки блока цилиндров;
  • Трещина в блоке цилиндров или (чаще всего) в самой головке;

Следует отметить, что ОЖ может попадать в камеру сгорания также через систему впуска, а виной тому поврежденная прокладка впускного коллектора.

Нужно помнить, что обильная течь ОЖ в камеру сгорания ведет к гидроудару, разрушению шатунов, а также капитальному ремонту.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector