No Image

Следственные действия при дтп

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Какова криминалистическая характеристика нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств?

Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения транспортных средств носит преступный характер в случае причинения смерти или причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинения крупного ущерба.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

По характеру механизма все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иной вид ДТП.

Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба).

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов транспортного средства. Поэтому если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности или имущества, или диверсию.

В последние годы резкий рост численности автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дорожного движения (управление автотранспортным средством при отсутствии прав на его управление, управление в состоянии опьянения, грубые нарушения правил дорожного движения и т.п.) вызвал опасный рост ДТП, в том числе и влекущих за собой тяжкие и особо тяжкие последствия. Меры, предпринимаемые органами ГИБДД, пока не в состоянии переломить эту тенденцию, причем число ДТП в городах при любом их исчислении значительно превышает их число в сельской местности. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характеристикам автотранспортных средств, развивающих значительную скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т.п. Следует упомянуть и типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации.

Какие обстоятельства подлежат выяснению при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств?

При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства:

  • является ли данное происшествие ДТП;
  • время и место происшествия, его последствия;
  • имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;
  • характер и размер причиненного материального ущерба;
  • какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;
  • по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;
  • какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;
  • имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;
  • не несут ли ответственности за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного и др.;
  • обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;
  • не имела ли места инсценировка ДТП.

Каковы первоначальные следственные действия по делам о ДТП?

На начальном этапе планирования перечень первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств.

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного действия являются:

  • установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;
  • предположительная классификация ДТП;
  • установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;
  • местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;
  • состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, криминалист — специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, стереофотографии и пр.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

  • тип и состояние дорожного покрытия;
  • ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков;
  • обзорность, видимость, освещенность;
  • интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия. Для этого учитывают расположение осколков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролившегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги. Отмечаются зона распределения выявленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и пр.). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание транспортного средства произошло при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ, следа. Повреждения ТС характеризуют вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, почвенных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, частиц, крови, эпидермиса, других веществ, отпечатки ткани одежды. Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т.е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состояние ветрового стекла, его проемов (если стекло разбито), боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет придти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение по отношению к освой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют наличие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа. Обращают внимание на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, осколки и т.п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные данные, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Читайте также:  Расход топлива хино рейнджер

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждениедля установления освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения транспортных средств у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направление движения ТС, приблизительную скорость его движения, наличие других ТС, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каждого из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, отвлекался ли водитель во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Каковы последующие следственные действия по делам о ДТП?

Последующие следственные действия по делам о ДТП зависят от той ситуации, которая сложится после проведения начального этапа расследования. Если транспортное средство еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда транспортное средство и водитель известны, главное — это получение и проверка сведений о ДТП, для чего планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории важную роль. В первую очередь это относится к автотехнической экспертизе. Она проводится для выяснения технического состояния ТС или отдельных его узлов, определения времени появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его), причин и условий образования неисправности; установления причинной связи между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями. Автотехническая экспертиза позволяет установить механизм ДТП (комплексно с транспортно-трасологической экспертизой), оценить психофизиологическое состояние водителя в данной ситуации, выяснить, имел ли он техническую возможность избежать наезда, столкновения, соответствовали ли его действия Правилам дорожного движения.

Наряду с автотехнической экспертизой может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза, которая позволяет отождествить транспортное средство или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям. Диагностическими задачами, решаемыми экспертизой этого вида, являются установление линии и угла столкновения ТС, разграничение следов первичного и повторного соударения (опрокидывания); обстоятельств выпадения человека из ТС и пр.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, о механизме повреждений на теле человека, прижизненном или посмертном характере этих повреждений и др. Если на ТС обнаружены следе крови, волосы или иные биологические следы человека, назначается судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств.

Важную роль при расследовании ДТП играет назначение комплексных экспертиз (судебно-медицинской и судебной автотехнической; автотехнической и транспортно-трасологической; трасологической, автотехнической и металловедческой).

Металловедческая экспертиза позволяет устанавливать причины повреждений деталей транспортных средств (усталость металла, хрупкий излом в результате столкновения, дефект изготовления). Назначаются также и другие виды экспертизы веществ и материалов (горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон и пр.) для установления фактов контактного взаимодействия потерпевшего и его одежды с частями ТС.

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП. Он позволяет проверить сведения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности наблюдать ход события с конкретного места в конкретных условиях; возможности совершать определенные действия в данной обстановке.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы и т.д.

Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Обстоятельства, подлежащие выяснению при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ТС) носит преступный характер в случае причинения смерти или тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, груз, сооружения.

По характеру механизма все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иной вид ДТП.

Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба).

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости ТС. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов ТС. Поэтому, если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам вопреки предпринятым усилиям не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности, имущества или диверсию.

В последние годы резкий рост автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дорожного движения (управление автотранспортным средством при отсутствии прав на его управление, управление в состоянии опьянения, грубые нарушения правил дорожного движения и т. п.) вызвали опасный рост ДТП, в том числе и влекущих тяжкие и особо тяжкие последствия. Меры, предпринимаемые ГИБДД, пока не в состоянии переломить эту тенденцию, причем число ДТП в городах при любом их исчислении значительно превышает число ДТП в сельской местности. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характеристикам автотранспортных средств, развивающих значительную скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т. п.

К этому следует добавить типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации.

  • При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства:
  • является ли данное происшествие ДТП; время и место происшествия, его последствия; имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;
  • характер и размер причиненного материального ущерба; какие ТС участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;
  • по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков его характер;
  • какие правила дорожного движения и эксплуатации ТС были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;
  • имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;
  • не несут ли ответственность за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и проч. неисправного ТС или водителя с признаками переутомления, больного и др.;
  • обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;
  • не имела ли места инсценировка ДТП.

Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

На начальном этапе планирования перечень первоначальных (неотложных) следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем ТС. Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя ТС.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Основными задачами этого следственного действия являются:

  • установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;
  • предположительная классификация ДТП; установление направления движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;
  • местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;
  • состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то обстоятельство, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, требующие учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами инспектор ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помошь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помошью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения (если необходимо наладить дорожное движение, разрешает отбуксировать поврежденные ТС в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия); устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт ТС и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

Читайте также:  Разъем форсунки ланос артикул

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, видеосъемка и проч.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: тип и состояние дорожного покрытия; ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков; обзорность, видимость, освещенность; интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия. Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры ТС, пролившегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями ТС, следов на объектах обустройства дороги. Отмечается зона распределения выявленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и проч.). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание ТС произошло при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Повреждения ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, почвенных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаше всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фиксируют их деформацию, отслоснис загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, крови, эпидермиса, других веществ, отпечатки ткани одежды.

Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая слсды первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры, высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразуюшей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состояние ветрового стекла, его проемов, если стекло разбито, боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что ТС управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе инспектором ГИБДД) проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение по отношению к осевой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют наличие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т. п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа. Обращают внимание на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные данные, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждение для судебно-медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебной дорожно-транспортной (авто- технической) экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства до ДТП:

  • кто, кроме него, находился в кабине (салоне); сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем;
  • куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения;
  • какова была видимость, обзорность;
  • какие ТС находились на дороге и их взаиморасположение; какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП.

Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП:

  • когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию;
  • в чем она выражалась;
  • какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя.

При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

У свидетелей-очевидцев выясняют: направление движения ТС; приблизительную скорость его движения; наличие других ТС; поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении движения каждого из них. Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, у него выясняют: как давно он ехал с водителем; не употреблял ли водитель спиртные напитки; отвлекайся ли водитель во время движения; вели ли они разговор; смотрел ли свидетель на панель приборов; замечал ли он, с какой скоростью движется ТС и какова была скорость ТС непосредственно перед ДТП и во время него; когда свидетель осознал аварийную ситуацию; какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Последующие следственные действия по делам о ДТП

Последующие следственные действия зависят от той ситуации, которая сложится после проведения начального этапа расследования. Если ТС еше не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, главное — это получение и проверка сведений о ДТП, для чего планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение следственного эксперимента и предъявление для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории дел важную роль. В первую очередь это относится к судебной автотсх- нической экспертизе. Она производится для выяснения технического состояния ТС или отдельных его узлов, определения времени появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его), причин и условий образования неисправности; установления причинной связи между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями. Судебная автотехническая экспертиза (комплексно с транс- портно-трасологической экспертизой) позволяет установить механизм ДТП, оценить психофизиологическое состояние водителя в данной ситуации, выяснить, имел ли он техническую возможность избежать наезда, столкновения, соответствовали ли его действия Правилам дорожного движения.

Наряду с автотехнической экспертизой может быть назначена и судебная транспортно-трасологическая экспертиза, которая позволяет отождествить ТС или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям. Диагностическими задачами, решаемыми экспертизой этого вида, являются установление линии и угла столкновения ТС, разграничение следов первичного и повторного соударения (опрокидывания); обстоятельств выпадения человека из ТС и проч.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненном или посмертном характере этих повреждений и др.

Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные биологические следы человека, назначается судебно-биологи- ческая экспертиза.

Важную роль при расследовании ДТП играет назначение комплексных экспертиз (судебно-медицинской, судебной автотехнической и транспортно-трасологической; трасологической, автотехнической и металловедческой).

Судебная металловедческая экспертиза позволяет устанавли- вать причины повреждений деталей ТС (усталость металла, хрупкий излом в результате столкновения, дефект изготовления). Назначаются также и другие виды экспертизы веществ и материалов (горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон и проч.) для установления фактов контактного взаимодействия потерпевшего и его одежды с частями ТС.

Читайте также:  Лонжероны рено логан фото

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП. Он позволяет проверить сведения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности наблюдать ход события с конкретного места в конкретных условиях; возможности совершать определенные действия в данной обстановке.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы и т. д.

На начальном этапе планирования перечень первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств.

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшест­вия на автомобиле или без него, в плане расследования преду­сматриваются меры по розыску того и другого, которые осуще­ствляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о кото­ром органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от во­дителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного дейст­вия являются:

• установление факта ДТП, точного места и времени его со­вершения;

• предположительная классификация ДТП;

• установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

• местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

• состояние груза, дорожных сооружений и местных предме­тов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В со­ответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в ле­чебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фик­сируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных до­казательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, криминалист — специалист в области транспортной трасологии, судебный ме­дик), а также дает указания относительно необходимых техниче­ских средств (осветители, средства для измерения, стереофото­графии и пр.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оператив­ного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фикси­рует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия;

• ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие до­рожных знаков, характеристику прилегающих участков;

• обзорность, видимость, освещенность;

• интенсивность и плотность движения; наличие помех дви­жению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия. Для этого учитывают расположение оскол­ков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролив­шегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колеса­ми и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги. Отмечаются зона распределения выяв­ленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и пр.). Особое внимание обращают на нали­чие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание транспортного средства произошло при заносе на повороте,то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное со­прикосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму об­разовавшихся следов, их размеры и местоположение по отноше­нию к частям ТС, а также по отношению к дорожному покры­тию, высоту расположения верхней и нижней границ, следа. Повреждения ТС характеризуют вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, поч­венных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фикси­руют их деформацию, отслоение загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, частиц, крови, эпидерми­са, других веществ, отпечатки ткани одежды. Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкно­вения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая сле­ды первичного соударения, выделяют так называемые контрпа­ры следов, т.е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры и вы­соту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки две­рей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, освети­тельную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внут­реннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состоя­ние ветрового стекла, его проемов (если стекло разбито), боко­вых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки пере­ключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают поло­жение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что транспортным средст­вом управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на по­гибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопостав­ления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет техническое со­стояние рулевого управления, тормозной системы, действие ос­ветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпа­дении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехо­да, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет при­дти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение по отно­шению к освой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фикси­руют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют нали­чие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы воло­чения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покры­тия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшест­вия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фик­сируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа. Обращают внима­ние на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, ос­колки и т.п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объек­тах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные дан­ные, следователь определяет ориентирующие данные для розы­ска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при ос­мотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, ру­коятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждениедля установления освидетельствования на состояние алкогольного опь­янения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следо­ватель выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заклю­чалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движе­ния. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с дан­ными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впослед­ствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы пе­ред экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасполо­жение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непо­средственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма са­мого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или соби­рался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения транспортных средств у каждого во­дителя выясняют, как ему представлялись действия другого во­дителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшест­вия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже про­изошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной до­рожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направление движения ТС, прибли­зительную скорость его движения, наличие других ТС, поведе­ние потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каж­дого из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водите­лем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, отвлекался ли во­дитель во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скоро­сти и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпри­нимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector